Армирование ленточного фундамента: что это и зачем нужно?
Армирование фундамента – это метод увеличения несущей способности конструкции путем монтажа каркаса. При строительстве бани нужно учитывать все требования, которым должен отвечать фундамент, указанные в СНиП. Армирование ленточного фундамента необходимо, чтобы увеличить срок служба основания и всего строения в целом.
Основа ленточного фундамента – это бетон. Как известно, такой материал является непластичным, т. е. в момент растяжения он может легко треснуть. Металлический каркас отличается более высокой устойчивостью и надежностью, при армировании он берет часть нагрузки на себя, тем самым предотвращая растяжение и снижая риск разрушения фундамента, вязка арматуры под ленточный фундамент нужна обязательно.
Способы вязки арматуры
В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно
Вручную, при помощи такого простого устройства, как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. К плюсам работы крючком можно отнести его дешевизну и возможность изготовить инструмент «по руке», в соответствии со своими предпочтениями, да при том из подручных материалов (толстая, до 5 мм, в сечении проволока, сварочный электрод и т. д.) Кроме того, даже неопытный арматурщик быстро приобретает навыки вязки любыми узлами и за считанные дни значительно продвигается в производительности труда.
Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.
Вязка арматуры пластиковыми хомутами не требует даже того минимального обучения, которое нужно пройти арматурщику для вязки проволокой при помощи крючка. К недостаткам же можно отнести высокую по сравнению с проволокой стоимость пластиковых хомутов, невозможность исправления крепления после неверной обвязки, абсолютный запрет перемещения конструкции из арматуры, скреплённой такими хомутами. Плюс хрупкость такой сцепки при отрицательных температурах. Кроме пластиковых ленточных хомутов при массовом строительстве, когда из имеющегося размера арматуры делаются большие партии армирующих конструкций, применяются специальные полимерные элементы в размер используемой арматуры.
Пластиковые фиксаторы
- С помощью клещей (плоскогубцев), которыми откусывается излишки проволоки после завязывания проволочного узла, при этом скорость вязки клещами сопоставима со скоростью вязки крючком, но наблюдается значительная экономия проволоки, так как пользуются не заранее нарезанными кусками, а целой бухтой. В первую очередь из-за того, что допускается возможность вязки в одну проволоку и можно не делать петли. Из минусов – гораздо больше времени уходит на обучение по-настоящему производительной работе.
- С помощью шуруповёрта, в который вместо биты или сверла вставлен стержень, изогнутый особым образом (тот же ручной крючок, только без рукоятки). С помощью этого устройства в 2-3 раза ускоряется процесс вязки. Кроме того, если правильно отрегулировать скорость оборотов, при максимальном натяжении проволоки она не обрывается;
- С помощью специального вязального пистолета. Этот инструмент позволяет связывать элементы арматуры с максимальной скоростью, у опытных арматурщиков этот процесс занимает около секунды. Недостаток такого инструмента в его громоздкости, с ним не везде можно подступиться к соединяемым элементам арматурного каркаса. Кроме того, вязочный пистолет дорог и медленно окупается, применяют его только при промышленных объёмах изготовления железобетона. И им невозможно работать под дождём. Потом, для заправки в обойму требуется проволока строго определённой марки, которой может не оказаться на стройке, а проволоку, нужную по ГОСТам для обвязки арматуры толщиной свыше 2,5 мм, в такой пистолет тоже не заправить – конструктивно он для этого не рассчитан.
Узлы и скрутки
Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.
В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.
Актуальность армирования
Основа здания должна выдерживать нагрузку, равномерно влияющую на всю его поверхность. Если эта конструкция будет неровной или с изъянами, тогда со временем стены покроются трещинами. Бетон хорошо справляется с осевой тяжестью и выдерживает большие нагрузки. Он защищает поверхность металла от воздействия окружающей среды и коррозии.
За счёт укрепления основы можно снизить затраты смеси и использовать в процессе кладки меньше бетона. Чтобы материал не повредился преждевременно, лучше избегать сварки конструкции, ведь длительное воздействие электрической дуги сказывается на прочности металла, заметно её снижая.
Нередки случаи, когда после сваривания на поверхности образуется дефект, разрушающий прочность металлических прутьев или соединений. Возникает он из-за использования строительного клея, который при заливке создает тяжесть для арматуры и приводит к ее разрыву. Это снижает прочность основы и может стать причиной появления трещин или проседания.
Без процесса зачистки и нанесения специальных средств сваренные вместе части прутьев могут поддаваться коррозии даже внутри застывшего бетона. Мастера советуют вместо сварки использовать стандартный метод обвязки композитного материала.
Классификация
Изделия отличаются классом прочности. В ходе устройства фундамента домов коттеджного типа и других одноэтажных сооружений чаще используют металлические, классов А240 и А400 (А500С).
Также различают арматуру:
- Стержневого или проволочного вида.
- Периодического или гладкого профиля.
Проволочную, согласно технологии, используют для хомутов, вязки каркаса и т.п. В качестве рабочей применяются только стержни. А периодический профиль обеспечивает лучший контакт с бетоном, включая его в совместную работу. От гладкопрофильной бетон может отслоиться.
Арматура подразделяется на:
- Рабочую (чаще – продольная) – главная, необходима для восприятия основных усилий от нагрузок, классом А400 или А500. Обычно диаметр ее больше остальных.
- Конструктивную – служит для распределения нагрузок по прутьям, для включения их в совместную работу. Для пространственных связей зачастую используются хомуты.
- Монтажную – для облегчения пространственной сборки каркасов и выравнивания в проектное положение перед бетонированием.
Особенности армирования
При просадке грунта, в зависимости от того, случилось это по краям основания или посередине – растягивающие напряжения в теле конструкции могут возникнуть как сверху, так и снизу. Поэтому по правилам необходимо создать два пояса, в верхней и нижней части фундамента соответственно. Пояса состоят из нескольких прутьев рабочей арматуры, согласно инструкции их необходимо объединить между собой поперечными связями или хомутами, которые должны обхватывать продольные стержни с внешней стороны.
Конструктивные правила к армированию, изложенные в СП 63.13330.2012 в пункте 10.3, направлены на то, чтобы максимально обеспечить совместную работу арматуры с бетоном, а именно:
- Защитный слой бетона. Его величина должна быть такой, чтобы свободно можно было выполнить стыки стержней, и достаточной для предохранения от внешней среды (во избежание образования ржавчины). Для фундаментов, залегающих ниже поверхности грунта, минимальный защитный слой бетона составляет 4 см, чаще применяют 5, для рабочей арматуры он может достигать 7 см.
- Расстояние в свету. Между прутьями должны быть обеспечены зазоры, которые не будут препятствовать укладке бетонной смеси (она густая, и зачастую со щебнем или другим наполнителем, зазор между стрежнями должен быть больше фракции наполнителя, и такой, чтобы раствор беспрепятственно заполнял все пространство, без образования пустот). Расстояние между прутками в свету не должно быть меньше самого большого из используемых диаметров стержня, при этом не менее 50 мм для нижней арматуры, и не менее 25 мм для верхней.
- Продольная армировка. Расчет сводится к определению ее процента в теле конструкции. Общая площадь сечения рабочих прутьев должна составлять не менее 0,1% от площади сечения фундамента. Для 120х50 см=6000 см2, 0,1% от него – 6 см2. Теперь подбирается диаметр по сечению, например, это может быть 6 прутков 12 (по 3 штуки в верхнем и нижнем поясе) или 4 с d=14 (по 2 вверху и внизу). На участках Т-образного примыкания процент армирования рекомендуется увеличить до 0,4%.
В таблице приведена площадь поперечного сечения согласно ГОСТ 5781-82:
Диаметр | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
Поперечное сечение см2 | 0,283 | 0,503 | 0,785 | 1,131 | 1,54 | 2,01 | 2,54 | 3,14 |
Шаг между прутьями – не более 400 мм. По верхнему и нижнему поясу фундамента должно быть заложено по 2 рабочие арматуры как минимум, связанных между собой хомутами или отдельными поперечными стержнями, обычно меньшего диаметра.
- Поперечное армирование. В вязаных каркасах диаметр должен быть не менее 6 мм, а также не менее 0,25 от продольных прутьев. Шаг – не более 15 диаметров.
- Соединения. Стыки можно закреплять при помощи вязальной проволоки, сварки или муфт. Для снижения потерь по прочности при продольном соединении рекомендуется делать перепуск не менее чем на 250 мм в одну сторону. Сварные соединения нужно производить согласно ГОСТ 14098. При соединении муфтами – они должны быть той же несущей способности, что и арматура.
- Гнутые стержни. Во избежание разрушения прутов и бетона в этих местах существуют требования по минимальным диаметрам ее загиба.
Для периодического профиля диаметр загиба должен быть не менее 5 диаметров самой арматуры, а для гладкопрофильной – не менее 2,5.
Типичные ошибки армирования ленточного фундамента собственными руками
Касательно углов. Главную проблему обычно представляет укладывание стержней угла крест-накрест. В таком случае зачастую возникают разнообразные трещины.
Касательно гидроизоляционного материала. Зачастую при выполнении работ забывают о применении гидроизоляции. В таком случае вода может со временем вымывать цемент и делать имеющийся бетон менее прочным и устойчивым. Помимо этого, неприятным последствием может стать появление так называемых усадочных трещин. Поэтому рекомендуется тщательным образом прикреплять гидроизоляционный слой к опалубке с целью устранения формирования нежелательных складок, а также впадин в фундаменте.
Касательно заливки бетона. Во многих случаях бетонная смесь не доходит прямо до краев при заполнении ленточного фундамента. Долив при этом выполняется зачастую только спустя пару дней. Причем такая технология армирования ленточного фундамента уже не предполагает конструкцию из монолита. В таком случае конструкция схожа с двумя обыкновенными балками с так называемым однослойным армированием, объединенных между собой с использованием скрепления слоев имеющейся бетонной смеси, а также поперечной арматуры. В целом, заливка бетона должна быть беспрерывной (с максимальным интервалом в два часа).
Касательно вентиляции. Типичные ошибки проявляются также в процессе монтажа, а также эксплуатации продуктов для вентиляции холодного подполья. Выполняют их с использованием труб с диаметром 10 см. Минимальная площадь, необходимая для продуха, должна составлять примерно 0,05 м2 (20 на 25 см). Причем эти продухи не должны закрываться в зимний период. Ведь в таком случае процесс вентиляции будет нарушен, а конструкции начнут гнить.
Схема армирования ленточного фундамента
Арматурный каркас превращает бетонную конструкцию в железобетонную. Её характеристики существенно отличаются. Если обычный бетонный материал устойчив только к нагрузке на сжатие, железобетон активно сопротивляется растяжению и излому.
К сведению! Самое сильное воздействие растяжения приходится на нижнюю часть основания дом, а сжатия – на верхнюю. Для повышения прочности необходимо использовать каркас из арматуры, охватывающий весь фундамент.
Расчет армирования даёт не только гарантию прочности конструкции, но и существенную экономию материалов
Пример для расчёта:
Фундамент размерами в метрах: 15(длина)х10(ширина)х0,8 (высота)х 0.3(толщина). Периметр конструкции будет равен (15+10) х 2 итого 50 метров. Для расчёта необходимого количества арматуры следует представить её расположение в фундаменте. Оптимальным выбором будет размещение четырёх каркасных стержней по всему периметру. Умножаем наш периметр 50 метров на количество металлических арматурных полос – получаем необходимые двести метров арматуры. К этому результату следует прибавить примерно двадцать процентов на нахлёсты, итого 240 метров.
Далее необходимо произвести расчёт вертикальных частей арматурного основания. На схеме вязки арматуры указано, что потребуются два вертикальных и два горизонтальных ряда коротких стержней. Расстояние между ними должно быть не менее полуметра. Снова берём периметр, 50 метров и умножаем на 4 – это будет общая длина площади вертикальных и горизонтальных прутков. Получится 200. Делим на 0.5 метра (расстояние между прутками) = 400. Для горизонтальных прутков потребуется 30 сантиметров арматуры, вертикальных – 80 сантиметров (параметры нашего фундамента, высота и толщина). Нам потребуется 200 вертикальных и столько же горизонтальных стержней. 0,8 х 200 = 160 метров и 0,3 х 200 = 60 метров. 160+60= 220 + 20 % = 264 метра уйдёт на вертикальные и поперечные стержни.
К сведению! Расстояние между стержнями и толщина арматуры регулируется строительными правилами, утверждёнными СНиПом номер Он содержит все особенности технологии возведения бетонных и железобетонных конструкций.
Схема вязки арматуры довольно проста. Соединение деталей может осуществляться при помощи вязальной проволоки и строительного крючка, которые не сложно изготовить самостоятельно. Для облегчения процесса можно купить специальный пистолет.
Применяемые виды арматуры
После того как решение об армировании было принято, нужно выбрать материал. Так, вязка арматуры для фундамента предполагает один из двух видов:
- Металлические прутья. Это классический вариант. Они делаются по ГОСТу 5781-82, делятся на 6 классов прочности, чаще всего имеют рифленую поверхность, которая позволяет им лучше схватываться с бетоном. Обычно для самого каркаса фундамента малоэтажного здания используются арматуры класса 3 (диаметр 12–18 мм), а для перемычек подходит арматура класса 1, она хорошо гнется.
- Композитная арматура, которая сегодня только набирает популярность. Она делается из углепластика, стеклопластика или базальтопластика. Эти прутья дороже металлических, но и качество их выше.
Соответствие диаметра арматуры разного вида прочности, мм
Чтобы выбрать, нужно понять не только особенности, но и различия. Среди них:
- Композитная арматура, особенно стеклопластик, почти не проводит тепло. Это значит, что теплопотеря через фундамент будет значительно меньше.
- Композитные материалы долговечнее, так как они не подвержены негативному влиянию перепадов температур, влажности.
- Композитные прутья легче металлических, поэтому делать вязку с ними проще.
- Металлические прутья можно связывать и сваривать. Композитные только связываются.
- Металл при сильном нагревании не теряет упругость, в отличие от других материалов. Более того, упругость композитной арматуры в обычном состоянии будет ниже, чем у металла.
- Металл — негорючий материал, а стеклопластик, к примеру, слабогорючий самозатухающий.
- Прутья из металла проводят электричество, композитные — нет.
- Прочность при растяжении у композитных прутьев выше, чем у металлических и т. д.
Расположение арматуры в конструкции и общие положения
Стержни, заложенные в бетон, различаются по назначению:
- Продольные горизонтальные (рабочая арматура). Располагаются вдоль ленты, воспринимают изгибающую нагрузку. Диаметр подбирается расчетом. Для любой конструкции, толщина которой составляет 15 см и менее армирование закладывается в один слой. Для элементов с толщиной более 15 см (ленточные фундаменты) используется арматурный каркас, который состоит чаще всего из нижнего и верхнего армирования. В ленточном фундаменте диаметры продольных стержней для изготовления каркасов могут отличаться, но нижние всегда принимаются большего или равного (для небольших нагрузок) диаметра.
- Поперечные горизонтальные (хомуты). Обеспечивают совместную работу продольного армирования, связывают арматурный каркас в единое целое. Назначаются из конструктивных соображений (без расчета).
- Вертикальные (хомуты). При толщине конструкции более 15 см требуется связать не только продольные пруты, расположенные в одном горизонтальном уровне, но и верхнюю и нижнюю часть арматурного каркаса. Функцию берут на себя вертикальные хомуты. Диаметр и шаг назначается из конструктивных соображений.
Для каждого типа армирования отдельно рассматривается:
- диаметр;
- шаг;
- количество стержней.
Общими требованиями, о которых далее будет рассказано подробно, являются:
- марка стали;
- класс арматуры;
- защитный слой.
Приспособление из шуруповерта
Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:
- Вязка проволокой.
- Сварка.
- Пластиковые хомуты.
Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?
Предлагаем ознакомиться Баня из бревна (152 фото): бревенчатые рубленные конструкции, двухэтажный дом-баня из сруба, как срубить своими руками
Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной.
Подобный метод имеет некоторые недостатки:
- Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
- Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
- Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.
Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.
Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:
- Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
- Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
- Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
- Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
- Себестоимость работы намного ниже.
Пример вязки сетки из арматуры проволокой. Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой.
Предлагаем ознакомиться Как выставить маяки из профиля
Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.
Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.Недостатки, у данного способа следующие:
- Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
- Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
- Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
- Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
- Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
Инструмент для вязки арматуры можно изготовить на базе шуруповерта. Заранее приготовленный крючок нужной длины и формы вставляется в патрон шуруповерта. Процесс работы такой же, как при вязке ручным приспособлением. Главное — правильно подобрать режим работы оборудования. Основным параметром является скорость вращения.
В случае использования автоматического пистолета завязывание узлов проходит со скоростью 1 узла в секунду. Нарезать проволоку не требуется, она в автоматическом режиме обрезается.
Материалы и инструменты для армирования
Элементы армирования ленточного фундамента
Чтобы правильно армировать фундамент, необходимо выбрать подходящие для этого инструменты и приспособления. Если на данном этапе строительства будет допущена ошибка, она рано или поздно проявится. Это приведет к дорогостоящему ремонту или признанию здания аварийным. В продаже представлена арматура на фундамент, различающаяся по особенностям, категориям и технологии сборки.
Арматура
Классикой считаются пруты, изготовленные из черного железа, выпущенные в соответствии с ГОСТ-5781-82. Производство осуществляется с помощью метода горячего катания. Изделия применяются без ограничений по типу строительства.
Пруты имеют такие технические характеристики:
- Класс. Варьируется по составу и количеству добавляемых в железо присадок. Всего классов 6, качество металла увеличивается по возрастанию показателя. Если армирование ленточного фундамента шириной 40 см может быть проведено прутами класса А-I- А-II, то для основания многоэтажного дома шириной 60-80 см используются изделия класса А-III и выше.
- Материал. В строительстве используется пластиковые и стальные пруты. Первые дешевле, легче, устойчивы к коррозии, но недостаточно прочные. Изделия из металла намного надежнее, но дороже, тяжелее и подвержены ржавчине.
- Поверхность. Выпускается арматура с гладкой и рифленой поверхностью. Гладкая проволока используется для вязки каркаса и обустройства легких фундаментов. Рифленые конструкции обеспечивают лучшее сцепление с бетоном и применяются при строительстве тяжелых объектов.
Стальная арматура делится на категории в плане возможности сварки и подверженности коррозии.
Соединяемые материалы
Проволока вязальная
Наиболее простым и быстрым способом связать каркас является сварка его элементов. Однако для этого подходит только сталь марки «С». Остальные материалы от нагревания теряют прочность.
Чтобы быстро и качественно вязать пруты, можно использовать такие средства:
- Отожженная стальная проволока марки ВР. По характеристикам она может быть обычной или повышенной прочности. Выпускается в бухтах или в виде уже готовых петель.
- Пластиковые хомуты-стяжки. Сборка остова проводится быстро и просто. Минусы в том, что изделия дорогие, не дают жесткое сцепление и ломаются на морозе.
- Пластиковые стяжки со стальным сердечником. Обеспечивают простоту монтажа и прочностью соединения, но имеют высокую стоимость.
Для сборки каркаса используются и другие приспособления: боковые и нижние фиксаторы, вставки для правильного формирования объемного каркаса и выдержки расстояния между его фрагментами.
Инструменты для вязки
Инструменты для вязки арматуры
Работать с арматурой вручную просто невозможно, так как одной мышечной силы для такого процесса недостаточно. Для этого были разработаны специальные инструменты, благодаря которым ускоряется монтаж и повышается его качество. Если следовать инструкции по пользованию приборами, прочность соединений не уступит сварным швам.
Вязка арматуры для ленточного фундамента может быть проведена следующими приспособлениями:
- Вязальный пистолет. Прибор комплектуется катушками с проволокой и запасным аккумулятором. Инструмент захватывает узел остова, оборачивает вокруг него проволоку, закручивает ее и отрезает излишки. Приспособление эффективное, но довольно дорогое.
- Полуавтоматический захват, действующий по инерционному принципу. Действует аналогично пистолету, только часть действий по оборачиванию узла выполняется мастером вручную. Обвязка получается ровная и прочная.
- Вязальные крючки. Являются универсальным инструментом, позволяющим выполнять все действия, в том числе в труднодоступных местах. Существует множество моделей крючков, выбор делается после оценки их эргономики по индивидуальному принципу. При желании сделать крючок можно самостоятельно, взяв за шаблон заводскую продукцию.
Необходимая проволока
При выборе проволоки необходимо учитывать следующие факторы:
- Класс точности изготовления. Класс точности определяется способом производства. Существует проволока более высокого класса точности, ее отклонение фактического размера, диаметра, от заявленного производителем по всей длине проволоки меньше, чем у проволоки более низкого класса точности. Однако для вязания арматуры класс точности особого значения не имеет.
- Способ проката проволоки. Существует два типа проката: холоднокатаный и горячекатаный. Холоднокатаный прокат выкатывается прессами из заготовок без нагрева. При горячекатаном способе прокатная сталь выкатавывается в разогретом состоянии, что придает большую прочность.
- К какой группе по прочности на разрыв принадлежит проволока (существует первая и вторая группа);
- Степень коррозионной стойкости. По этому признаку существует только одно отличие – присутствует ли оцинкованное покрытие на проволоке или нет.
Критерий выбора проволоки весьма прост, нужна проволока, которая так и называется — «вязальная». Она имеет полный набор необходимых характеристик: достаточную мягкость при заявленной прочности, устойчивость к истиранию и надежность при закреплении.
Оцинкованную проволоку считают излишеством. Оптимальный диаметр вязальной проволоки 1,2-1,4 мм. На проволоку диаметром 1,6-2 мм уходит много сил, в результате чего стройка замедляется, а единичка слишком слаба, она просто будет лопаться.Внимательно нужно следить за тем, чтобы соединение арматуры после завязывания узла оставалось жестким: во время заливки каркас должен оставаться неподвижен. Это обеспечит надежность конструкции после застывания. Проверить жесткость соединения арматуры нужно касанием прутьев – если они жестко закреплены, то ходить не будут, значит, все в порядке. Пробовать на прочность сам узел не следует, иначе есть риск разболтать вязку.Длина проволоки, рекомендуемая для одной точки вязки, составляет от 30 до 50 см. Сама проволока стоит крайне дешево – порядка 50 р. за 100 метров. Чтобы избежать ее недостатка в неподходящий момент по причине утери или излишнего расхода, рекомендуется покупать ее с двойным запасом. 100 рублей за 200 метров, это совсем недорого.
Необходимость армирования и требования
Армирование фундамента является монтажным процессом, позволяющим равномерно распределить вертикальное давление со стороны здания на заглубленный контур, а дальше — на грунт. Как правило, оказываемая на основание нагрузка различается по месту. Причины этого кроются в конструкции помещений, пристройках, мебели, цементных стяжках, установке тяжелой бытовой техники.
Бетон имеет высокие показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Металлические пруты отличаются эластичностью и передают это свойство фундаменту. В свою очередь, застывшая смесь защищает железо от коррозии и удерживает его в статическом положении.
В процессе эксплуатации составные части фундамента выполняют разные по физическим свойствам задачи, направленные на достижение необходимых свойств опорной системы. Бетон противостоит сжатию, а сталь обеспечивает его деформацию в допустимых расчетами пределах. Правильное проектирование позволяет уменьшить объем земляных работ и расход раствора. Это уменьшает расходы и снижает вес основания.
К армированию предъявляются следующие требования:
- достаточный запас прочности, чтобы противостоять дополнительным нагрузкам, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации строения;
- расположение остова так, чтобы он не препятствовал правильной подаче бетонного раствора в опалубку;
- вязка с шагом, соответствующим толщине контура;
- укладывать секции нужно так, чтобы по окончании заливки железо не выступало из фундамента;
- обязательная обработка железа против коррозии, так как ржавчина способна разорвать бетон;
- жесткое соединение всех фрагментов, независимо от места их расположения.