В Москве и Подмосковье полностью замораживают строительство

Завод имени Лихачева (ЗИЛ)

Что такое:

История легендарного «ЗИЛа» имеет много печальных сходств с историей завода «Молния». В 1916 году началось строительство «ремонтно-производственных мастерских», при участии промышленников Рябушинских, уже известных нам по истории основания НИИДАР. Изначально мастерские создавались для производства грузовиков марки FIAT. Итальянская фирма навязала достаточно жесткие условия русским промышленникам. Говоря современным языком, они приобрели франшизу и за использование бренда и технических разработок должны были платить очень большие деньги. Для сокращения расходов было принято решение свести производство до «отверточной» сборки, проще говоря, основные комплектующие поступали уже в готовом виде и их оставалось лишь смонтировать по чертежам. Но несмотря ни на что, уже под залпы революции, в недостроенных корпусах началась сборка первой партии автомобилей. Мастерские получили аббревиатуру АМО – Автомобильное московское общество.

Советская идеология предусматривала национализацию предприятий всех отраслей промышленности. Не минула эта участь и АМО. С 1923 года общество стало автомобильным заводом с различными именными приставками: сначала имени итальянского анархиста Пьетро Ферреро, затем Сталина и, наконец, Ивана Алексеевича Лихачёва – человека, чей вклад в становление отечественной автомобильной промышленности был поистине колоссальным. Он практически бессменно руководил заводом с 1926 по 1950 годы.

Впечатляет модельный ряд автомобилей ЗИЛ: от кадиллаков и лимузинов представительского класса до народного грузовика ЗИЛ 5301 «Бычок». Также завод выпускал спортивные автомобили, автобусы, различную спецтехнику: бронетранспортеры, вездеходы, технику для пожарных частей и аварийно-спасательных подразделений. И холодильники – мечту каждого советского гражданина эпохи развитого социализма.

Но в рамках истории постсоветской России, даже такому гиганту промышленности как ЗИЛ, был уготован банальный и предсказуемый финал. Пережив с начала девяностых череду собственников, управленческая эффективность которых раз от раза ухудшалось, в 2013 году завод приостановил производство, а в 2016 – был полностью ликвидирован. МЦК рассёк заводскую территорию на две части, корпуса планомерно сносятся и на их месте прорастает новая жилая застройка.

Одним из объектов паломничества сталкеров стало огромное бомбоубежище завода ЗИЛ, вместимостью 3000 человек. Имущество практически сохранно – целый ассортимент противогазов даже с запечатанными фильтрами, костюмы химзащиты, советские плакаты ГО ЧС – просто хабарный рай. Удивительно, насколько в таких местах остро и реально испытываешь то ощущение надвигающейся ядерной войны, в котором еще несколько десятилетий назад жило население огромной страны тогда еще биполярного мира.

Детский лагерь «Сказка»

Что такое:

При слове «пионерлагерь» представляются скульптуры пионеров и вождей пролетариата, протянувшиеся вдоль дорожек стройными рядами, типовые двухэтажные здания, украшенные плакатами и транспарантами а-ля «Ленин, партия, комсомол» и т.п. Но среди тысяч подобных детских оздоровительных лагерей по всему Союзу был, как минимум, один, напрочь разрывающий все шаблонные представления.

Детский лагерь «Сказка», расположенный на севере Подмосковья – это гимн сюрреализму по-советски. Вероятно, в своем первоначальном виде, он был весьма необычным и привлекательным для своих юных постояльцев. И экстерьер, и интерьер корпусов, оформленный в морской тематике, при первом рассмотрении удивляет до отвисания челюсти. При более детальном – завораживает. Детей – буйством красок и разнообразием представителей флоры и фауны, а взрослых – текучестью форм и аллегоричностью сюжетов.

Инфраструктура объекта вполне типична: несколько жилых корпусов, детский сад, дома для сотрудников, главный корпус со столовой, библиотекой, актовым и кинозалом и даже свой склон для катания на лыжах и санях в зимнее время. Отдельно стоит упомянуть о вместительном бомбоубежище, рассчитанном примерно на 500 человек. При посещении обязательно нужен фонарь – электричество под землёй, как, впрочем, и в корпусах, отсутствует.

В интернете можно найти много разномастной инфы, добавляющей сюра к без того атмосферному образу «Сказки». Например, еще жива легенда о том, что это был лагерь для глухонемых детей. На самом деле, все прозаичнее. В Советском Союзе многие предприятия имели в своей структуре оздоровительные учреждения. Вот и «Сказка» была построена для отдыха детей сотрудников издательства «Детская литература». Да-да, того самого, которое снабжало сказками и прочими печатными изданиями всех детей многомилионной страны.

Также гуляет множество историй-страшилок о владельце лагеря – «братке» из девяностых, который в свое время прибрал к рукам заброшенные корпуса и очень не любит, когда к нему приходят в гости. Методы устрашения рассказчики описывают разные: от банальных угроз и прокола шин автомобиля до экстравагантных, таких, как травля собаками, угроза оружием с участием местных полицейских. Что из этого правда, а что нет, мы, вероятно, никогда не узнаем, так как всё это в прошлом. Место решили сделать коммерчески успешным и поначалу установили довольно адекватный прайс на вход в 300 рублей. Любой желающий мог вполне легально не только насладиться чудом советской архитектуры, но и устроить привал с шашлыками под сенью живописных лагерных сосен. По последней информации «Сказку» превратили съёмочную площадку, суточная аренда которой обойдется теперь в 25 тыс. руб.

Что нужно знать:

Территория охраняется. При несанкционированном проникновении у вас появится уникальная возможность проверить на личном опыте, насколько лозунг «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» соответствует действительности.

Машиностроительный завод «Молния»

Что такое:

На протяжении всей своей истории, завод производил продукцию исключительно милитаристского назначения. Лишь недолгое время, с момента своего основания в 1929 году и до начала Великой Отечественной войны, рабочие «Молнии» занимались изготовлением изделий из черного металла и выпускали вполне мирную продукцию промышленного назначения. А с 1941 года завод, как и многие предприятия Союза, был переориентирован под нужды фронта. В разные годы войны завод производил корпуса для снарядов (от мин до ракет знаменитых «Катюш»), изготавливал запчасти для танков, а в конце войны и авиационные бомбы.

С 1970-х и до 1991 года завод продолжал работать на оборонку, но ушел в разработку ЭВМ, радиоаппаратуры и микроэлектроники. Среди прочего, например, на «Молнии» изготовили камеру для картины «Мона Лиза» великого Леонардо да Винчи, которая экспонировалась в ГМИИ им. Пушкина в 1974 году.

С установлением рыночной экономики завод постепенно приходил в упадок, а в начале 2010-х вообще прекратил свое существование. Корпуса завода частично сдавались в аренду, а затем земельный участок, вместе с расположенными на нём зданиями был продан под застройку. Сейчас новостройки постепенно «съедают» территорию «Молнии». Удивительно, как недолог порой бывает век титана атомной энергетики.

Что нужно знать:

В 2017 году на территории завода прогремел взрыв. Три человека погибли, еще несколько получили ранения. После инцидента охрана территории была усилена.

Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) на Варшавском шоссе

Фото: Вячеслав Акулов

Что такое:

Возможно ли представить заброшкой, в современных московских реалиях, такое полезное здание, как паркинг? Легко! Даже больше – не просто паркинг, а шедевр советского конструктивизма, на который съезжаются посмотреть урбанисты и архитекторы со всего мира.

В 60-е годы в Советском Союзе строили не только типовые «хрущевки». Индивидуальные архитектурные проекты разрабатывали подчас и для зданий утилитарного назначения. Примером служит здание станции технического обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе.

Фото: Вячеслав Акулов

А предыстория его постройки такова. В начале 60-х годов покупательная способность советских граждан возросла, благодаря чему повысился спрос на автомобили. Однако, выбор был невелик – между заоблачно дорогой «Победой» и бюджетным «Москвичом». Довольно скоро стало понятно, что Московский завод не в силах удовлетворить потребность рынка, и уже в 1968 году в Тольятти стартует выпуск «народного автомобиля» – «Жигули». Параллельно с этим в Москве начинается строительство станций технического обслуживания: «Москвичей» – на Минском шоссе и «Жигулей» на Варшавском.

Проектирование зданий поручено уже известному в то время Леониду Николаевичу Павлову. Так как здания подобного функционала были для СССР в новинку, партийное руководство отправило Павлова в уникальную, для того времени, командировку в страны Западной Европы, где тот набирался мудрости у заграничных коллег. Здание СТО на Варшавском шоссе вышло действительно весьма оригинальным и получило в народе такие прозвища как «треугольник» или, чаще, «утюг». Оно представляет собой прямоугольную блочную конструкцию с надстройкой в виде треугольника по центру. Треугольная часть здания выполняла функцию демонстрационного зала и была полностью остеклена, благодаря чему создавалось впечатление, что легкая надстройка будто парит над бетонным стилобатом.

Внутри здание простроено исключительно функционально. На первом и цокольном этажах располагались ремонтные мастерские. Отдельного упоминания заслуживает запредельно эстетичный многоярусный спиральный пандус.

Фото: Вячеслав Акулов

Но веяния автомобильной моды меняются, с уходом эпохи Советов отечественный автопром уступил место заграничному. Само здание СТО, без привязки к производителю еще долго могло бы служить современным автолюбителям. Но суровая реновация не терпит малоэтажности, и над СТО на Варшавке, как и над другими шедеврами из нашей подборки, уже завис дамоклов меч сноса, и уже копошится у подножия гиганта строительная техника. И все же надежда есть: по непроверенным данным здание было продано, и новый владелец планирует обойтись реконструкцией.

Что нужно знать:

Авторству Павлова также принадлежат проекты трех станций московского метрополитена: Нагатинской, Добрынинской и Серпуховской.

Здание СТО охраняется.

Санаторий «Раменское»

Что такое:

Заброшка с почти вековой историей. Санаторий был построен в 1937 году с целью оздоровления московского пролетариата. В архитектуре молодой страны советов ведущим направлением был конструктивизм. Суровый и монолитный, как все советское – его вотчиной стали промышленные и общественные здания. В том числе и корпуса санаториев.

Пожалуй, единственным украшением постройки служит мозаика: монументальные панно тематического содержания или просто цветные осколки, вмурованные в отдельные конструкции, что, пусть и немного, но добавило жизни серому бетону. Номерной фонд санатория состоит из 78 двухместных номеров. Помимо этого, есть административный и лечебный корпуса. Последний состоит из водолечебницы, процедурных кабинетов и кабинетов врачей. Также на объекте имеются столовая и хозпостройки.

Если судить по оборудованию и комплектации кабинетов, санаторий оказывал внушительный комплекс услуг и разнообразных процедур. А разбросанные в беспорядке медицинские карты вполне конкретных постояльцев, напоминают, что совсем недавно здесь была жизнь.

До последнего времени «Раменское» пользовался неизменной популярностью, но большинство его завсегдатаев посещало его из года в год, скорее, по старинке, в память о лучших временах учреждения. И неуклонно старело вместе с ним.

Санаторий прекратил свою деятельность сравнительно недавно, лет восемь тому назад. Причины банальны – переход в частную собственность и отсутствие модернизации.

В настоящее время объект продается. Заявленная стоимость – 150 миллионов рублей.

Центр испытаний и управления космическими средствами со спутниковыми тарелками, г. Краснознаменск

Что такое:

Краснознаменск – закрытый военный городок в Московской области. Здесь в однотипных панельных домах расквартированы семьи сотрудников главного испытательного космического центра имени Г. С. Титова. Главного, в смысле, военного, главный по гражданке – ЦУПв Королеве. Он занимается пилотированием орбитальных комплексов.

История поселения уходит корнями в годы Великой Отечественной войны, когда здесь, в глухих подмосковных лесах на минском направлении была установлена маячно-пеленгаторная база для координации полетов авиации. По окончании войны оборудование и обслуживающий персонал оставили – это и послужило началом к основанию города. Появились первые дома, детский сад, школа. По установленному правилу на картах поселок не значился.

Сейчас Краснознаменск вполне соответствует своему названию в контексте образцовой показательности типовой ландшафтной и градостроительной архитектуры на постсоветском пространстве. Ввиду небольшой удаленности от столицы, город часто посещает высшее руководство и поэтому он всегда до блеска начищен, весело пестрит разноцветными домами, бутафорными ракетами детских площадок и греет душу и тело гостей и жителей газонами с инновационной системой подогрева.

Но стоит чуть удалиться от центральных улиц, а еще лучше – выйти на окраину, и в бескрайних подмосковных лесах вы найдете много интересного.

Например, заброшенный центр испытаний и управления космическими средствами с огромными спутниковыми тарелками. Сохранилось много разнообразного оборудования, пульты управления, прикоснувшись к которым можно почувствовать себя героем «Звездных войн» или «Соляриса» Тарковского. В некоторых корпусах были организованы военные общежития, о чем говорят оставленные личные вещи и детские игрушки.

Заброшенные здания интересны своей историей, эволюцией назначения: сегодня здесь запускают спутники, а завтра варят супы и детские каши. Но неизменно приходит день, после которого отсчет времени прекращается и наступает вечность.

Что нужно знать:

Город закрытый, со стратегическими объектами, военные и полицейские патрули здесь – обычное дело. Лучше им, естественно, не попадаться.

Если рискнете заночевать в местной гостинице «Подснежник», будьте готовы сообщить цель визита, желательно убедительную.

Множество других интересных заброшек можно найти в сообществе проекта «Луч Инквизиции» .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий