Красный или чёрный, плюс или минус: определение полярности

Как читать схемы электрооборудования автомобилей?

Для того что бы понимать содержимое схемы, надо знать соответствие между символами схемы и реальными элементами устройства. Какие функции эти устройства выполняют и как между собой взаимодействуют.

Определимся с терминами:

В схемах электрооборудования автомобилей схемы принципиальная, монтажная, расположения — объеденены в одну в упрощенном виде, упрощение касается схем монтажных и расположения. На схемах, устройства имеют рисунок в какой то степени соответствующий их внешнему виду, и расположены они по схеме также (вид сверху) как и в реальности физически, с определенным упрощением. Такое совмещение касается схем в основном автомобилей ранних выпусков. Схемы современных автомобилей выполнены иначе, ввиду существенного усложнения электрооборудования, схема расположения выполняется отдельно.

Как определить у проводов заземление, ноль и фазу, если нет маркировки

Определяться на практике сложнее, чем в теории. Не все производители соблюдают стандарты. Поэтому при прокладке двухфазной сети 220 V с заземлением приходится пользоваться кабелем ВВГ с голубой, коричневой и красной расцветками. Комбинации могут быть иные, однако без выполнения нормативных требований.

К сведению. В старой проводке «советских времен» цветовая маркировка отсутствует. Одинаковые белые (серые) оболочки не позволяют узнать назначение и соответствие линий с помощью простой визуальной проверки.

Для исключения проблем рекомендуется выполнять монтажные работы с применением однотипной кабельной продукции. Когда цветовая маркировка отсутствует, следует создать ее в местах соединения изолирующей липкой лентой или термоусадочной трубкой. Последний вариант предпочтителен, так как рассчитан на длительное сохранение целостности.

Ниже представлены методики определения фазных и нулевых проводов с преимуществами и недостатками каждого варианта. В любом случае сначала уточняют параметры сети. В старых домах, например, часто используют двухпроводную схему подключения с единым рабочим и заземляющим проводниками.

На рисунке представлена современная сеть с отдельным подключением заземления и рабочего нуля. Предусмотрена возможность подсоединения трех,- и однофазных нагрузок.

Определение фазы с помощью индикаторной отвертки

Прикосновение жалом такого прибора к фазному проводу замыкает цепь тока. Это сопровождается загоранием контрольной лампы или светодиода. Встроенный резистор ограничивает силу тока до безопасного уровня.

Преимущества индикатора:

Недостатком является ограниченная точность измерений. В определенных условиях не исключены ложные срабатывания.

Определение заземления, нуля и фазы с помощью контрольной лампы

Далее подсоединяют один из проводов к известной нулевой линии. Другим последовательно проверяют иные жилы кабеля. Загорание лампы свидетельствует о наличии фазы.

С помощью измерительного прибора

При проверке бытовой сети 220 V не надо знать, как определить полярность. Электропитание организовано с применением переменного тока, поэтому устанавливают переключатель мультиметра в соответствующее положение. Прикосновение щупами к проводам фаза-ноль (фаза-заземление) сопровождается индикацией соответствующего напряжения (≈220 V). Разница потенциалов между нулевым проводником и заземлением минимальна.

К сведению. При проверке старой двухпроводной схемы одним из щупов касаются арматуры в бетонной плите, радиатора системы отопления, иного заземленного элемента строительной конструкции.

При переключении на постоянное напряжение мультиметр покажет, где плюс и минус. При отсутствии достоверной информации об электрических параметрах в цепи начинают с максимального диапазона измерений с последовательным переходом к меньшим величинам при недостаточной точности.

Такой «прибор» пригодится для проверки цепей постоянного тока при отсутствии специализированных средств измерения. Пузырьки около минусового провода – это выделение водорода в процессе электролизной реакции. Область возле плюса через несколько минут приобретет зеленоватый оттенок.

Использование светодиода

Контрольный прибор можно создать собственными руками по аналогии с индикаторной отверткой. Вместо лампочки устанавливают AL 307 или другой светодиод с подобными характеристиками. Последовательно в цепь добавляют резистор 100-120 кОм мощностью1-2 Вт.

Обратная полярность

Европейский стандарт. Международная маркировка «type 0». Правильное определение обратной полярности аккумулятора – по указанному выше алгоритму. АКБ необходимо повернуть этикеткой к себе и определить, соответствует ли расположение токоотводов схеме – правый «+» и левый «-».

Обратная полярность свойственна большинству иномарок различных классов, выпускаемых под американскими, европейскими, азиатскими брендами. Но есть исключения, например, корейские автомобильные аккумуляторы Solite доступны с любым размещением положительной и отрицательной клемм.

Это же утверждение справедливо в отношении многих прославленных и начинающих производителей батарей для авто.

Что будет, если перепутать полярность аккумулятора

В простой электрической схеме устройство с ротором и статором способно работать с прямой и обратной полярностью. Это касается и стартера машины. Если он оснащен обмоткой, направление тока одновременно меняется на подвижной и стационарной части, сохранив изначальное направление вращения. В моделях с постоянными магнитами изменение полярности провоцирует обратное вращение. Это свойство знакомо каждому, кто пользуется электроинструментом с реверсом. Именно для этой цели автомобильный стартер дополнен шестеренчатым приводом включения (бендиксом), который не допускает неправильного раскручивания ДВС.

Но электросхема автомобиля намного сложнее. Она оснащена полупроводниковыми предохранителями и диодным мостом, которые пропускают ток только в одном направлении. При изменении полярности они препятствует движению электронов, оказывают избыточное сопротивление и перегорают. Аналогичные процессы происходят в проводах и электронике.

Можно выделить несколько основных угроз, которые характерны неправильной полярности АКБ:

  • короткое замыкание сети;
  • перегорание предохранителей;
  • возгорание авто;
  • потеря емкости и частичная переплюсовка батареи;
  • выход из строя ЭБУ;
  • поломка диодного моста генератора;
  • оплавление изоляции проводки;
  • выход из строя триггерной системы сигнализации.

Даже краткосрочное изменение полярности, которое прошло без видимых последствий сейчас, со временем может проявиться в виде участившихся поломок электроники, систем и узлов. Именно поэтому, если принято решение купить аккумулятор Bosch для автомобиля с обратной полярностью, нужно искать модель с правой клеммой «+». Для авто с прямой полярностью подойдет АКБ Bosch, Solite, Topla или Moratti с левым плюсом.

В заключение

Электрические автосхемы рассчитаны на движение тока только в одном заданном направлении. Случайное изменение полярности разрушает защитные системы, провоцирует короткое замыкание, резкие скачки напряжения и сопротивления, сопровождаемые критическим нагревом токопроводящих элементов. Последствия могут быть как не очень значимыми в виде выгоревших предохранителей, так и глобальными, вплоть до разрушения платы ЭБУ и возгорания машины.

Назад | Все статьи

Цвета проводов в электропроводке

Цветовая схема идентификации удобна не только для монтажа. Как правило, разные исполнители устанавливают и эксплуатируют электропроводку. Соблюдение стандартов предотвращает ошибки во время ремонтных работ, в процессе модернизации.

Следует помнить! Отечественные нормативы неоднократно менялись на протяжении последних десятилетий. В настоящее время применяют рассмотренную выше маркировку.

Цвет нулевого рабочего и нулевого защитного проводов

Варианты цветового оформления оболочек помогут узнавать целевое назначение проводников:

К сведению. Последний универсальный вариант может быть выполнен по обратной схеме. Основная часть линии создана из комбинации желтых и зеленых полос, в местах соединения применен синий цвет.

Устройство АКБ

Классическая автомобильная батарея на «12В» – это шесть свинцово-кислотных аккумуляторов по «2В», соединенных последовательно в одну цепь, чтобы выдавать требуемые напряжение, емкость и мощность (пусковые токи). Каждая банка состоит из пакета металлических пластин, которые чередуют положительный и отрицательный заряды. За плюс отвечает анод из диоксид свинца, за минус – свинцовый катод. Катализатором электрохимической реакции выступает водный раствор серной кислоты (электролит), который может быть жидким, абсорбированным в стеклоткань или гелеобразным.

При подключении нагрузки к АКБ (рабочий режим разряда) электроны катодов перемещаются на анод, создавая выходное электричество и снижая плотность электролита. При восполнении емкости (заряд от генератора или ЗУ) происходят обратные процессы. При этом возможны различные варианты комплектации пакетов в банках и способов соединения пластин одного заряда сплошным мостом-проводником. В результате клеммный токоотвод со знаком «+» или «-» может располагаться как вначале корпуса, так и в конце.

Установка АКБ с другой полярностью

Аккумулятор является лишь частью электрической схемы автомобиля. Если задать правильное направление отдачи и поступления тока, можно беспроблемно эксплуатировать АКБ с обратной полярностью на авто с прямой цепью и наоборот. Главное, обеспечить безошибочную состыковку минусового токоотвода с клеммой «-», а положительного – с клеммой «+». При этом наверняка появятся сложности с длиной проводов.

Проблема с отрицательной клеммой легко решается покупкой нового минусового провода нужной длины, который еще называется «перемычка для подключения АКБ на массу». Классический материал изготовления – силовой кабель из многопроволочной луженой меди, которая скручена в толстую жилу (типа ПуГВ или ПГВА сечением 25-40 мм2). С одной стороны перемычки вмонтирована аккумуляторная клемма-зажим, с другой – наконечник под болт для крепления к кузову.

Гораздо сложнее устранить дефицит плюсового кабеля. Здесь следует избегать любых скруток из-за высоких значений силы тока. Скорей всего понадобится полная замена аккумуляторного пучка проводов или профессиональное наращивание стартерного участка. Не следует доверять распространенному заблуждению о возможности использования на АКБ силовой кабельно-проводниковой продукции для автозвука серии American Wire Gaude (AWG), к которой прочно прилипло прозвище Ga-кабель. Даже самые толстые вариации 1Ga и 0Ga диаметром 7,3-8,3 мм рассчитаны всего на 100-150А.

Для запуска стартера генерируются сотни ампер на фоне нескольких киловатт мощности. Регулярно выдерживать такие нагрузки сможет только специализированный провод, предназначенный для сварочных аппаратов, электрогенераторов, бетономешалок. Самый простой и доступный вариант – гибкий кабель «КГ» или его морозостойкая модификация «КГ-ХЛ». Для 500-600 А вполне достаточно сечения 90-95 мм2.

Цвет проводов плюс (+) и минус (-) в сетях постоянного тока

Красный провод это плюс или минус? Такие вопросы возникают при работе с электрическими цепями постоянного тока.

Красный

Чтобы запомнить, какой плюс красный или черный, пользуются названием известной международной организации – «Красный крест». Это словосочетание подсказывает, что красным цветом обозначают плюс.

Плюс

Полярность проводников необходимо соблюдать при ремонте штатного электрооборудования автомобилей. В некоторых ситуациях путаница с плюсом и минусом сопровождается нарушением функционального состояния.

Минус

Высокая мощность подключенных потребителей повышает ответственность выполнения ремонтных и наладочных работ. В таких ситуациях необходимо исключить ошибки при определении полярности. Сильный постоянный ток применяют для питания электричеством:

Различия между полярностями

Две одинаковые по характеристикам и типу (EBF, AGM, Ca/Ca, HIBRID), но различные по полярности батареи ничем друг от друга не отличаются, кроме отзеркаленной схемы подачи электроэнергии. Внешне они легко идентифицируются по левому (для прямой полярности) или правому (для обратной полярности) плюсу. Достаточно сложно корректно установить «перевернутую» батарею в штатное место под капотом без каких-либо технических переделок. Автовладельца должны сразу насторожить:

  1. появившаяся нехватка длины проводов;
  2. необходимость их перехлеста;
  3. вынужденное расположение батареи этикеткой в непривычную сторону.

Также важно помнить, что у АКБ в корпусе Европа (токоотводы в нишах и не возвышаются над крышкой) положительная клемма имеет диаметр 19,5 мм, отрицательная – 17,9 мм. Батареи в корпусе Азия оснащены токоотводами-рожками, где «+» – 12,7 мм, а «-» – 11,1 мм

Если после установки аккумулятора у токоотвода оказывается клемма большего или меньшего диаметра, стоит перепроверить полярность АКБ. Но ни в коем случае нельзя допускать неправильное подключение батареи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий