Проекты самодельных лодок на других ресурсах
Самодельная лодка-плоскодонка с весламиСамодельная гребная лодка из виндсерфаСамодельная маленькая лодкаСамодельная складная лодка с веслами СпрутСамодельная лодка из пенопластаСамодельная лодка из камерСамодельная лодка с веслами из цельного дерева (ЧАСТЬ-1)Самодельная лодка с веслами из цельного дерева (ЧАСТЬ-2)Самодельная лодка тримаранСамодельная алюминиевая лодка с веслами для рыбалкиСамодельная лодка “АКВАРИУМ” с весламиСамодельная лодка из раскладушкиСамодельные лодки с моторомСамодельные лодки с парусомСамодельные велолодкиСамодельные катераСамодельная лодка вариан 1Самодельная лодка вариант 2Байдарка-челнок (лодка из простых материалов)Лодка на колесахЛодка на крыльяхПлотик из камерРазборная лодка с мягкой обшивкой.Изготовление надувных лодок.Советы по лодкам и моторамУстановка транца на резиновую лодкуСамодельная лодка из фанерыПроекты катеров и лодокЛодка из фанеры стоимостью 5000 рублейСкладная лодка Сигма
Размеры лодки, ее виды и формы
Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.
Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:
- Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
- Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
- Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
- Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.
Особенности изготовления
Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.
Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:
- надежность и длительный срок службы конструкции;
- маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
- вместительность лодки до 5 пассажиров.
Материалы и инструменты
Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:
- БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
- БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
- ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.
Кроме фанеры для создания лодки необходимы:
- трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
- брусья и доски;
- стеклоткань для изоляции швов;
- яхтный лак или водоэмульсионная краска;
- эпоксидный клей;
- проволока медная;
- шурупы;
- гвозди.
Набор инструментов для постройки плавсредства простой:
- карандаш и рулетка;
- шпатель;
- струбцины;
- рубанок;
- молоток;
- электролобзик;
- шлифмашинка.
Этапы изготовления
Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.
Защита кокпита
Есть общеизвестная защита кокпита с минимальными трудозатратами и финансовыми — это кусок линолеума, вырезанного по форме палубы. Полностью защищает от порезов, проколов, прожогов и т.п. неприятностей. Да и мыть лодку с таким дополнительным дном проще после окончания дня. Вытащил, сполоснул в воде, свернул и готово.
spyship.ru
Необходимо усилить дно на ПВХ лодке, какой вариант можете предложить?
Как вариант можем предложить усиление днища ПВХ лодки полосами привального бруса шириной 235 мм. Вариантов усиления днища ПВХ лодки в этом случае несколько и зависит от Ваших пожеланий.
Усилить баллоны и киль ПВХ лодки — три полосы, усилить днище целиком, от шести полос привального бруса шириной 235 мм внахлест. Так же возможно добавление полосами привала шириной 60 мм, но как правило это лишнее. В этом случае Вы получите лодку полностью подготовленную к штурму мелководной и каменистой реки. Из плюсов — Лодка получится более остойчива и станет более управляема. Более того в отличие от бронирования днища различными полимерами, которые не обеспечивают должной защиты от камней и коряг, Вы получаете двойное дно, первое сам ПВХ материал лодки, второй — ПВХ лента намертво приклеенная к дну лодки. Такая конструкция и и надежней и долговечней. Из минусов — после того как мы усилим дно на ПВХ лодке, Ваше плавсредство прибавит в весе, к примеру ПВХ лодка длиной 3200 станет весить больше на 6-8 кг. Как и на все остальные работы мы предоставляем гарантию. При проведении работ по бронированию днища используются импортные двухкомпонентные компаунды предназначенные для производства надувных изделий из ПВХ материалов, те же, которые применяются на фабриках ведущих Питерских производителей ПВХ лодок. Подготовка клея и последующая проклейка лодок осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителей ПВХ компаундов (клеевых основ) таких как — время жизни разведенного компаунда (клея), температурный режим, срок годности что позволяет нам гарантировать качество выполненных работ. Стоимость материалов складывается из цены израсходованного клея и ПВХ привала в погонных метрах. Стоимость работы рассчитывается от длины лодки и Вашего выбора по желанию полного или частичного бронирования днища.
Еще больше фотографий наших работ Вы можете посмотреть на странице нашей группы в ВК https://vk.com/repair_boats
Так же, скидка 5% на все работы и расходные материалы для участников нашей группы. Работаем с регионами. Заключаем договора с организациями, работаем по безналичной и наличной системе оплаты.
remont-lodki.ru
Если с якорем что-то не так
Для сшитых и, особенно, надувных носимых на себе лодок масса и компактность якоря имеют определяющее значение, поэтому якоря для них следует делать как можно более легкими. Но как быть, если якорь пополз?
Способ увеличить держащую силу якоря известен давно: пригруз на якорь-тросе или якорь-цепи, слева вверху на рис. Кто помнит школьную физику, без труда подсчитает, что пригруз в половину веса якоря способен увеличить его держащую силу вдвое и более. Для легкого якоря надувной или шитой лодки достаточно свинцового пригруза в 1-2 кг; много места он не займет. Для установки на трос пригруз снабжается карабином, его можно закрепить на пригрузе жестко. Спускают пригруз на леске, которая на рыбалке всегда под рукой.
Способы увеличить держащую силу якоря и высвободить застрявший якорь
Другая нештатная ситуация с якорем – застрял. Способ освободить застрявший якорь также известен: буйреп, закрепленный на тренде, и буек-поплавок. Чтобы якорь вышел из мертвого зацепа, тянут за буйреп. Если обушка для него на якоре нет, а дно заведомо «подлое» (топкое, каменистое), буйреп можно привязать к тренду, как показано на рис.
На малых судах держать бухту буйрепа и буек часто неудобно. В случае, если якорь с поворотными лапами или какая-то из его модификаций, радикальное средство превратить якорь в нетеряйку – скользящий рым, поз. а-г на рис. Наиболее надежен скользящий рым по поз. в, но якорь с ним громоздок. Высвобождают якорь, как показано на поз. г: дают судну ход против натяга якорного троса.
Процесс изготовления
Условно процесс изготовления содержит следующие этапы:
- перенос чертежа на шаблоны;
- вычерчивание шпангоутов, перенос на дерево;
- выкладка киля;
- установка форштевня;
- крепление шпангоутов;
- закрепление ахтерштевня или транцевой доски (для моторных лодок).
- обшивка днища фанерой;
- обшивка бортов;
- проклейка стыков листов, стрингеров;
- шпаклевка, покраска корпуса.
Корпус лодки
Остов лодки, его корпус собирается из готовых деталей, при этом сам процесс требует аккуратности подгонки всех элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Крепление шпангоутов к килю проводится сначала временно, а после окончательной проверки окончательно с таким расчетом, чтобы во время установки обшивки, когда корпус переворачивается килем вверх, все элементы были надежно закреплены.
Строим внутренний контур футоксов
Жесткость бортов во много зависит от того насколько прочно закреплены они на футоксах, и как сами футоксы могут обеспечивать жесткость конструкции. Конструктивно, шпангоут лодки состоит их трех основных частей – флортимберса и двух футоксов.
Флортимберс – часть шпангоута являющаяся основанием для крепления днища и прикрепляемая к килю судна. Футоксы – это боковые части на которые крепятся борта. Место соединения флортимберса и футоксов делается немного шире, от такого решения выигрывает прочность конструкции. Такое решение необходимо, прежде всего для судов, предназначенных для установки двигателя, чтобы обеспечить запас прочности.
Материал для форштевня
Сложная форма форштевня должна обеспечивать не только отличную форму, но и прочность, ведь нос судна испытывает дополнительные нагрузки при движении. Лучшим материалом для форштевня является дуб, можно использовать и вяз как очень прочную породу дерева.
Наилучшим вариантом может быть элемент имеющий естественный изгиб, но если такового нет, можно использовать и деталь, собранную из нескольких частей, склеенных по продольной оси лодки или поперек. Технология изготовления проста сначала проводится изготовление элемента по форме корпуса, а потом обтачиваются кромки для плотного прилегания бортов.
Делаем киль
Киль в такой модели плавательного средства является самой простой конструкцией – это обычная доска толщиной 25-30 мм, длиной 3,5 метра.
Транец
В различных моделях транец делается для крепления мотора. Транцевая доска или транец собирается из доски толщиной 25 мм, или многослойной фанеры, усиленной сверху бруском. Такое усиление позволяет более прочно зажимать струбцину крепления двигателя.
Каркас лодки
Последовательность сборки каркаса:
- выкладка киля;
- установка штевней;
- разметка по килю мест установки шпангоутов;
- установка шпангоутов;
- соединение шпангоутов, штевней и транца бортовыми досками;
- проверка геометрии, окончательное закрепление деталей.
- Места соединения деталей перед креплением рекомендуется обработать водоотталкивающим составом или пропитать олифой.
Обшивка лодки фанерой
По вырезанным шаблонам выпиливаются из листов фанеры детали днища и бортов.
Далее:
- каркас переворачивают вверх килем;
- наружные поверхности киля и шпангоутов зачищают, делают поверхность идеально ровной;
- места соединения киля, шпангоутов, стрингеров промазывают клеем;
- укладывают детали днища, фиксируют с помощью степлера, а далее пробивают гвоздями;
- бортовые элементы сначала примеряют, а потом по аналогии с днищем проклеивают и прибивают гвоздями, с таким условием, чтобы не было зазора между полотном днища и бортов.
- При установке полотен, необходимо следить, чтобы волокна наружного слоя шпона были направлены вдоль корпуса не поперек.
Клеевые работы
Клеевые работы, проводимые на разных этапах постройки судна связаны с созданием прочного соединения склеиваемых деталей, заполнения полостей между деталями.
При работах по обшивке корпуса полотна приклеиваются к килю и шпангоутам, а после закрепления гвоздями, дополнительно клей применяется для заделывания полостей в местах прилегания полотен фанеры.
Для улучшения защиты фанерной обшивки от воздействия воды поверх фанеры приклеивается стеклоткань. Такое решение позволяет существенно продлить ресурс лодки. Ткань равномерно разглаживается по поверхности, при этом не допускается оставление складок ткани и воздушных пузырей. Приклеивание происходит от киля к бортовым доскам.
Покраска
После полного высыхания ткани проводится шпаклевка поверхности и последующая покраска. Для шпаклевки рекомендуются современные готовые шпаклевочные смеси на синтетической основе. Покраска может проходить в два этапа – грунтовка и покраска краской, или покрытие двумя слоями краски.
Особенности деревянных «лодочных работ»
К создателям данных лодок есть несколько требований, которые придется учесть. Среди них:
- Умение обращаться с деревом, знание всех нюансов. В это понятие входит оптимальный выбор досок, способность заранее рассчитать будущие максимальные нагрузки на древесину, а также осведомленность о том, как изгибают заготовки.
- Корректный выбор других материалов: кроме древесины понадобятся средства для защиты ее от протечек, от губительного влияния воды, элементы для скрепления всех деталей конструкции.
- Наличие места для сборки. Так как все заготовки и само судно имеют довольно большие габариты, а времени для сборки у новичка уйдет достаточно много, необходимо помещение или участок, надежно защищенный от дождя.
- Необходимость иметь все инструменты для работы с древесиной.
- Как минимум один помощник, он понадобится обязательно.
Это минимальный список того, что необходимо, поэтому в процессе работы могут появиться и другие условия.
Ремонт
Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:
- дефекты декоративного слоя;
- трещины в корпусе;
- пробоины и полупробоины;
- расхождение углов;
- раковины.
Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.
При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.
Устранение повреждений
Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.
Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.
Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.
Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.
Расхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.
Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.
Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.
Плоскодонка, как говорится в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля, это судно, сидящее, по прочим размерам своим, мелко, и потому неостойчивое, опрокидчивое. Ну, подробнее об эксплуатационных свойствах конкретно плоскодонки мы поговорим чуть позже, а пока вернемся к нашей плоскодонке, являющейся одной из самых простых и по своей форме, и по технологии изготовления лодок. Плоскодонка относится к судам индивидуального пользования (любительским). Плоское дно лодки позволяет эксплуатировать ее на мелководье (верховья рек, малые речки, озера), где отсутствует заметное волнение…
Наверное, некоторых любителей может заинтересовать мой опыт постройки картоп-мотолодки для автомобилистов из наиболее доступного в наших магазинах материала – пенополистирола. Согласитесь, идея новая: если гребные суденышки из пенопласта известны, то мотолодок из этого материала до сих пор, вроде бы, еще не делали…
Особенности лодок из дерева
Для тех, у кого появилось желание делать плавательное средство своими руками, есть несколько требований:
- Умение рассчитывать нагрузку на древесину. Обязательно нужно обладать внимательностью и хорошим зрением, которое поможет определить качество выбранных досок.
- Умение подбирать корректирующий материал — чтобы не было протечек нужно владеть практическими знаниями в использовании стекловолокна, эпоксидной смолы.
- Иметь место для сборки — даже небольшая лодочка может занять в разобранном виде много место, оно обязательно должно быть сухим.
Понадобиться помощник и инструменты по древесине. Если все есть в хозяйстве, а помощник готов принять безвозмездное участие — тогда при сборке проблем не будет. Прежде чем сделать такое изделие, лучше провести эксперимент с лодкой своими руками из фанеры.
Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки
Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:
1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.
2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.
3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.
4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.
Заключение
Несколько простых способов помогут узнать, как сделать лодку своими руками из различных материалов. Даже если попытка будет не удачной, опыт изготовления судна самостоятельно точно запомниться.
Но если всё-таки шлюпка получиться хорошей, то она непременно пригодиться как для прогулок с семьей по речке, так и для рыбалки. Поэтому не упускайте возможности попробовать сделать шлюпку своими руками.
Рыболовам и другим людям, которым необходимо отправляться на свой промысел по воде, приходится задумываться о надежности используемых для таких поездок суден.
Один из наиболее трудоемких этапов создания такой лодки — изготовление матрицы для нее; подойти к подобному процессу следует с максимальной тщательностью, ведь от качества работы над ним зависит крепость, надежность и долговечность плавсредства
Для матрицы потребуется достаточно плотная двухслойная фанера (порядка 1,2 см в толщину) — это необходимо для обеспечения жесткости будущего изделия и особенно важно для бортов. Сначала надо изготовить по выбранному чертежу каркас (он не должен быть маленьким — технология требует крупных размеров лодки), а затем начать прикреплять на него шпангоуты — ребра корпуса судна, — киль и другие детали. Если у человека не имеется опыта в судостроении, ему предварительно не помешает получше изучить принцип создания обычной лодки или доверить именно этот этап кому-то более умелому
Если у человека не имеется опыта в судостроении, ему предварительно не помешает получше изучить принцип создания обычной лодки или доверить именно этот этап кому-то более умелому.
На изготовление фанерной матрицы уйдет не один день, а то и больше недели, и по завершении процесса следует подвергнуть данную конструкцию тщательной шлифовке и зачистке — лучше это делать при помощи наждачной бумаги. Однако подготовка каркаса на этом не завершается, ведь впереди — наиболее емкий по времени этап создания стекловолоконной лодки — выравнивание внутренних элементов матрицы. Данный процесс, для осуществления которого следует использовать полиэфирную шпатлевку, подходящую для транспортных средств, крайне необходим для обеспечения устойчивости и ровности бортов плавсредства. Потому подойти к выполнению такой задачи нужно с максимальной тщательностью и дотошностью, ведь малейший изъян, не замеченный на данном этапе, может привести к серьезным нарушениям плавучести лодки.
Дабы легче было обнаружить все неровности — в том числе самые мелкие — и прочие дефекты, не помешает сделать по всей матрице симметричную разметку, а затем при помощи шпатлевки устранить подобные недостатки. Такую работу следует выполнять с использованием элементарных защитных средств: перчаток, респиратора, специальных очков, — ведь даже пыль, выделяемая при зачистке шпаклевки, способна нанести серьезный урон здоровью человека. Когда все дефекты будут устранены, и нанесенный по ходу подобной операции материал основательно подсохнет, надо приступить непосредственно к накладыванию стекловолокна
Для обеспечения прочности конструкции его потребуется порядка 5-6 слоев, причем при их нанесении важно будет проследить, чтобы между ними не оставалось пузырьков воздуха
Однако для удобства извлечения лодки из матрицы перед накладыванием стеклопластиковых слоев не помешает промазать форму четырьмя слоями специального разделительного воска, а когда он подсохнет — нанести слой гелькоута. Укладывать внутрь конструкции стекловолокно надо тщательно, следя, чтобы они прилегали к форме и друг к другу максимально плотно, без зазоров. Впрочем, ничего особенно сложного именно в этом этапе работы, по свидетельству опытных «лодкостроителей», нет, тут главное — проявить старательность и дотошность. Наносить стеклопластик на форму следует тонкими слоями, каждый из которых непременно промазывать — для склейки и герметичности — эпоксидной смолой, каждый раз дожидаясь подсыхания предыдущего слоя.
Последний, наружный, слой, дабы он получился красивее, лучше будет изготовить из особого «верхнего» стеклопластика — он придаст плавсредству более презентабельный вид. Если в изделии предусмотрены сиденья и прочие дополнительные элементы, для них надо создать отдельную матрицу, изготовить их по такой форме и вставить в нужные места на корпусе. Когда стеклопластик хорошенько подсохнет, лодку следует аккуратно выдавить из формы (для этого можно воспользоваться ниппелями), а затем прошпатлевать и покрасить; при желании, возможно приделать к готовому изделию мотор.