Что такое реле: разновидности, область использования, основные характеристики

Разновидности реле

Для решения практических задач применяются виды реле, отличающиеся по характеристикам действия, включения и наличия защиты.

По принципу работы

Герконовое реле

К данным типам реле относятся:

  • Электромагнитные – модели электромеханического типа, работающие от магнитного поля тока обмотки, воздействующего на якорь. Электромагнитный коммутатор бывает нейтральным с реакцией на параметры тока и поляризованным с реакцией на токовую величину и полярность.
  • Электронные – будут работать в условиях больших нагрузок. Конструкция представлена полупроводниковыми элементами для подачи и выключения напряжения.
  • Герконовые – выполняются в виде баллона с вакуумной или заполненной инертным газом катушки. Геркон расположен по центру магнита или подвергается воздействию поля. Эта разновидность активируется при подаче тока на обмотку. После образования магнитного потока и намагничивания пружин закрываются контакты.
  • Электротепловые – функционируют на основе разницы коэффициента расширения при нагреве биметаллических пластин. Тип назначения реле определяется количеством фаз сети.

По типу включения воспринимающего элемента

Реле промежуточное РП-18-54 220В DC

Существуют модификации:

  • Первичные – подключаются в цепь элемента. Могут применяться без трансформаторов измерения, кабелей, источников быстрых токов.
  • Вторичные – подсоединяются посредством трансформаторов с реакцией на колебания тока и напряжения.
  • Промежуточные – ставятся в качестве вспомогательного устройства, усиливают или трансформируют сигналы вторичных моделей.

Тип воспринимающего элемента зависит от устройства реле. Это может быть электромагнит, магнитоэлектрическая, индукционная, электродинамическая система.

По способу воздействия

В зависимости от того, как исполнительный элемент действует на управляемый показатель, бывают приборы:

  • прямого действия – исполнительный элемент воздействует непосредственно на управляющую цепь;
  • косвенного действия – для воздействия на цепь применяются вспомогательные аппараты.

Устройства защиты

Цифровое реле задержки отключения нагрузки

Автоматика срабатывает при колебаниях сопротивления, мощности и напряжения. Бывают реле таких типов:

  • максимальной защиты по току – МТЗ срабатывают по достижению током установленного предела;
  • направленной защиты – помимо тока осуществляется контроль мощности;
  • дифференциальной защиты – устройства реагируют, когда резко изменяется напряжение оборудования или на неисправности в самой сети;
  • дистанционные приборы – защита осуществляется на стандартной и высокой частоте при обнаружении снижения сопротивления или коротких замыканий;
  • дифференциально-фазные аппараты – ДФЗ контролируют фазы с двух концов линии запитки.

Основные технические характеристики, плюсы и минусы, область применения

Как любые электротехнические детали, электромагнитное реле подбирают по параметрам. Сначала определяются с составом контактных групп, затем — с питанием. Затем наступает пора выбора характеристик.

  • Ток или напряжение срабатывания. Самое низкое значение тока или напряжения, при котором контакты уверенно переключаются.
  • Ток или напряжение отпускания. Максимальное значение параметров, при которых пружина оторвет якорь от катушки.
  • Чувствительность. Минимальный уровень мощности, при котором реле срабатывает.
  • Сопротивление обмотки. Измеряется при температуре +20°C.
  • Рабочий ток или напряжение. Это диапазон значений, при которых реле точно сработает в эксплуатационных условиях.
  • Время срабатывания. Промежуток от момента подачи питания на обмотку до переключения первого контакта.
  • Время отпускания. Через какой промежуток времени после снятия питания «отлипнет» якорь.
  • Частота коммутации. Сколько раз может сработать реле за определенный промежуток времени.

Характеристики электромагнитного реле. Один из видов

Электромеханические реле имеют большой рабочий ресурс, невысокую цену. Еще один плюс — малое падение мощности при переключении. Но они создают помехи при работе, возможен дребезг контактов, скорость срабатывания совсем невысокая, есть проблемы с индуктивными нагрузками.

Все эти свойства определяют область применения. Обычно это коммутация питания приборов, работающих от 220 В переменного тока или 12 В и 24 В постоянного. Чаще всего нагрузкой являются электродвигатели невысокой мощности, еще подключают освещение, другую индуктивную и активную нагрузку. Мощность коммутируемой нагрузки от 1 Вт до 2-3 кВт.

Ассортимент реле на российских прилавках: производители и цены

Каждое из реле имеет определенную маркировку, отражающую его технические характеристики. По маркировке найти подходящую модель во много раз проще, чем подбирать под определенные параметры. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из устройств и их стоимостью.

ИзображениеНаименованиеНоминальный ток, АСредняя цена, руб.
РПЛ-122М0*4А16350
РП20М-217 У31410
РТТ-111УХЛ40,2160
РТ-40/6 УХЛ4161100
РПУ-2 У3Б5250
РП20-112 У32,5350
ТРН-10 УХЛ4 660В1,25125
ТРН-10 УХЛ4 500В0,5125
РТ-83/251400
РЭВ 830 У32,51800
РВО-Р-100м ̴100В-2П-18800
РТИ-13082,5-4460
РВО-П2-99с-АС110В 1п-1-10 УХЛ47900

Классификация и для чего нужно реле

Поскольку реле являются высоконадежными коммутационными устройствами, то не удивительно, что они нашли широкое применение в самых различных областях человеческой деятельности. Они используются в промышленности для автоматизации рабочих процессов, а также в быту в самой различной технике, например в привычных всех холодильниках и стиральных машинах.

Разнообразие видов реле очень велико и каждый предназначен для выполнения определенной задачи

Реле имеют сложную классификацию и делятся на несколько групп:

По сфере применения:

  • управление электрическими и электронными системами;
  • защита систем;
  • автоматизация систем.

По принципу действия:

  • тепловые;
  • электромагнитные;
  • магнитолектические;
  • полупроводниковые;
  • индукционные.

По поступающему параметру, вызывающему срабатывание КУ:

  • от тока;
  • от напряжения;
  • от мощности;
  • от частоты.

По принципу воздействия на управляющую часть устройства:

  • контактные;
  • бесконтактные.

На фото (обведено красным) показано, где находится одно из реле в стиральной машине

В зависимости от вида и классификации реле применяются в бытовой технике, автомобилях, поездах, станках, вычислительной технике и т.д. Однако, чаще всего этот вид коммутирующего устройства используется для управления токами большой величины.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ

Пожалуй, наиболее широкое распространение реле, работающие с использованием электромагнитного принципа получили в сфере распределения и производства электрической энергии.

Релейная защита высоковольтных линий обеспечивает безаварийный режим работы подстанций и другого подключенного оборудования.

Управляющие элементы, используемые в установках релейной защиты рассчитаны на коммутацию присоединения при рабочих напряжениях, достигающих нескольких сотен тысяч вольт. Широкое распространение релейной защиты высоковольтных линий обусловлено:

  • высокой долговечностью релейных элементов;
  • быстрой реакцией на изменение параметров подключенных линий;
  • способностью работы в условиях высокой напряженности электромагнитных полей и нечувствительностью к появлению паразитных электрических потенциалов.

Также посредством установок релейной защиты осуществляется резервирование линий электропередач и моментальный вывод из работы поврежденных участков электросети, к примеру, при замыкании линии на землю или обрыве токоведущих частей. На сегодняшний день еще не изобретены более надежные средства защиты линий электропередач чем релейная защита.

Кроме того, в настоящее время электромагнитный тип реле широко используется в системах управления производственными, конвейерными линиями. Чаще всего данный вид систем управления используется на производствах с наличием высоких паразитных потенциалов делающих невозможным использование полупроводниковых систем управления.

К примеру, известен случай, когда при модернизации систем управления конвейерными линиями на одном из элеваторов новое оборудование, построенное новейших полупроводниковых элементах, постоянно выходило из строя.

Как позже выяснилось причиной поломки стало статическое электричество, возникающее при движении зерна по конвейерной ленте, а так как система выравнивания потенциалов была не предусмотрена в данных помещениях, то стал вопрос о переносе пульта управления в защищенное помещение.

Это было сопряжено с огромными материальными затратами. В результате было принято решение перейти на релейные блоки управления, нечувствительные к статическому напряжению.

Принципы работы заложенные в основу функционирования электромагнитных реле используются в устройствах дистанционного управления нагрузкой — пускателях или контакторах.

Принцип работы этих устройств во многом напоминает работу реле, с той лишь разницей, что предназначены данные устройства для коммутации силовых цепей сила тока, в которых может достигать 1000 А, а в случае особо мощных установок и выше.

Помимо низковольтного оборудования релейные блоки используются для управления, конденсаторными установками, которые используются для плавного пуска электрических двигателей высокой мощности.

Но самым знаковым применением реле электромагнитного типа является их использование в первых электронно-вычислительных машинах, в качестве логических элементов способных выполнять простейшие логические операции. Не смотря на низкое быстродействие эти первые компьютеры по надежности превосходили следующее поколение ламповых вычислительных комплексов.

Простейшими примерами использования электромагнитного реле в повседневной жизни являются реле управления в различных видах бытовой техники: холодильниках, стиральных машинах и т.п.

2012-2022 г. Все права защищены.

Представленные на сайте материалы имеют информационный характер и не могут быть использованы в качестве руководящих и нормативных документов

Реле

Контакты реле (они могут быть замыкающими, размыкающими и переключающими) изображают теми же символами, что ‘и в условных обозначениях выключателей и переключателей, электромагнит (вернее, его обмотку) /— в виде прямоугольника с линиями-выводами от длинных сторон. Обозначения контактов располагают напротив одной из узких сторон символа обмотки и соединяют с ним линией механической связи (рис. 1).

 Рис. 1. Обозначения реле и его контактов на принципиальных схемах.

Выводы обмотки допускается помещать с одной стороны (рис. 2,a), a символы контактов — в разных частях схемы (рядом с коммутируемыми элементами). В этом случае принадлежность контактов к тому или иному реле указывают, как и в ранее рассмотренных случаях, в позиционном обозначении (рис. 2,6).

Рис. 2. Обозначения выводов обмотки и контактов реле на принципиальных схемах.

Внутри символа обмотки можно указать ее сопротивление постоянному току, число обмоток (две обмотки — две наклонные линии), назначение реле (1> — реле максимального тока, U<—реле минимального напряжения).

Если необходимо указать род тока (переменный или постоянный), вид обмотки (токовая, напряжения) или выдержку времени при срабатывании (крест) или отпускании (наклонная линия), длину прямоугольника увеличивают и обозначение этих дополнительных характеристик -вписывают в его левую часть, отделив ее чертой от остальной (рис. 3).

Рис. 3. Обозначения если нужно указать род тока (переменный или постоянный), вид обмотки (токовая, напряжения) реле или выдержку времени при срабатывании (крест) или отпускании (наклонная линия).

Так называемые поляризованные электромагнитные реле (они «чувствительны» к направлению тока в обмотке) выделяют на схемах буквой Р, вписываемой в дополнительное поле символа обмотки (рис. 4,а).

Рис. 4. Поляризованные электромагнитные реле на принципиальных схемах.

Точки возле одного из выводов обмотки и одного из контактов такого реле расшифровывают следующим образом: контакт, помеченный точкой, замыкается при подаче напряжения, положительный полюс которого приложен к выделенному таким же образом выводу обмотки.

Если необходимо показать, что контакты поляризованного реле остаются замкнутыми и после снятия напряжения, поступают так же, как и в случае с кнопочными переключателями: на символе замыкающего или размыкающего контакта изображают небольшой кружок (рис. 4,6).

Виды реле по назначению

Реле обладают определенными техническими характеристиками и эксплуатационными качествами. Данные параметры устройств определяются их целевым назначением. Существует три типа реле:

  1. Управления.
  2. Защиты.
  3. Сигнализации.

Реле управления представляют собой первичные устройства, которые устанавливаются непосредственно в электрическую цепь. Данный тип КУ необходим, чтобы включать и выключать определенные компоненты схемы. Такие реле применяются в качестве самостоятельного элемента схемы или представляют собой комплектующие низковольтных комплектных устройств:

  • ящики;
  • панели;
  • шкафы.

Коммутационное устройство защиты включается и отключатся элементами сети с термическими контактами. К такому оборудованию относятся электродвигатели и вентиляторы. Если температура повышается, термические контакты размыкаются. Со временем, когда температурный режим достигнет рабочих значений, работа оборудования восстанавливается.

Реле сигнализации являются важным элементом охранных систем, устанавливаемых на автомобильный транспорт, на предприятиях и придомовых территориях. Коммутационное устройство формирует сигнал в случае, когда достигается установленная величина параметра, находящегося под контролем. К таким характеристикам могут относиться:

  • ток;
  • напряжение;
  • частота;
  • давление;
  • температура;
  • акустические параметры.

Принцип работы коммутатора

Принцип работы реле

Реле – коммутационный прибор, соединяющий или разъединяющий цепь схемы при колебаниях токовых параметров. Аппарат активируется, когда достигнут предел значения условий (напряжения или тока), замыкая или размыкая линию.

Для понимания принципа действия реле требуется уточнить его составные узлы. Конструкция прибора включает катушку индуктивности, якорь и коммутационные каналы. При включении в цепь в катушки индуктивности с намагниченным проводом возникает ЭДС самоиндукции, т.е. фаза отстает от напряжения. В процессе подачи тока на катушку элементом притягивается якорь с контактами, замыкающий цепь.

Аппарат имеет цепи двух типов:

  • управляемая – замыкается якорем в момент срабатывания;
  • управляющая – через нее ток поступает на катушку.

Контроль больших токов в цепи управления осуществляется посредством слаботочной управляющей связи.

Релейный аппарат электромагнитного типа срабатывает по принципу гистерезиса – активации через некоторое время после поступления токового импульса. Ток в катушке нарастает петлеобразно, достигая необходимого значения. По причине гистерезиса релейные устройства не применяются для быстросрабатывающего оборудования.

Параметры чувствительности

Характеристики срабатывания минимальных реле сопротивления

Чувствительность – принцип работы реле, при котором прибор реагирует даже на незначительные отклонения показателей и быстро возвращается в стандартный режим.

Высокочувствительные модели воспринимают показатели меньше 10 мВт, нормальные – от 1 до 5 Вт, низкочувствительные – от 10 до 20 Вт.

Плюсы и минусы

Как и у любого элемента, у реле есть свои преимущества и недостатки, тем не менее несмотря на минусы, в некоторых случаях без применения эти устройств просто не обойтись.

Плюсы

  1. Простая конструкция
  2. Легко ремонтируется, всегда можно разобрать чтобы подчистить контакты, заменить отдельные элементы
  3. Низкое сопротивление на контактах

Минусы

  1. Ограниченный ресурс, так как используются механические элементы
  2. Контакты иногда обгорают
  3. Низкая скорость при срабатывании в отличие от полупроводниковых элементов, механическое устройство в сто раз медленнее электронного, но при этом скорость срабатывания все равно достаточно велика
  4. Возможно дребезжание контактов при недостаточном напряжении на катушке
  5. Щелчки при переключении

Лабораторная работа № 02

«Исследование электрических параметров и характеристик реле»

Цель работы: Исследование электрических параметров и характеристик реле.

Выполнил студент группы № АТ-511в Любушкин Алексей Владимирович

Допуск к выполнению работы______________________________________

1. Титульный лист, оформленный по ГОСТ

2. Содержание отчета.

3. Вопросы и ответы на вопросы.

4. Таблицы с заполненными графиками испытаний и расчетов.

5. Выводы и анализ по заданию №3.

6. Графики нагрузочной характеристики и совмещенные с ней в одних координатах механической и тяговой.

7. Теоретический расчет тяговой характеристики исследуемого реле КДР по заданному варианту.

3. вопросы и ответы на вопросы в соответствии с вариантом

1. назовите электрические параметры реле.

2. у каких реле электрические параметры измеряются в размерности тока, у каких в размерности напряжения.

3. что называют параметром притяжения.

4. что называется параметром отпадания.

5. что называется коэффициента возврата и как зависит работа от его величины.

6. что называется коэффициента запаса, и как зависят параметры эксплуатации реле от его величины.

7. для какой цели на якорь ставится штифт или пластина.

8. как и какой параметр изменяется при увеличении высоты штифта.

9. что такое механическая характеристика реле.

10.что такое нагрузочная характеристика.

11.что такое тяговая характеристика.

12.назовите условия согласования тяговой и механической характеристик для срабатывания якоря.

13.каково условие согласования тех же характеристик для отпадания якоря.

14.почему поляризованный якорь КМШ чувствительнее нейтрального.

15.объясните последовательность работы нейтрального и поляризованного якоря при включении тока:

16.укажите последовательность работы якоря КМШ в момент полярности тока в обмотке.

1. в работе изучаются электрические параметры, и характеристики воспринимающей части электромагнитного реле, принцип действия которого основан на притяжении якоря электромагнитном потоком, создаваемым обмоткой реле. Нейтральное электромагнитное реле не реагирует на направление тока в обмотке, поэтому оно является двоичным элементом, т.е. якорь этого реле имеет только два положения: притянутое и отпавшее в выключенном состоянии. В связи с этим реле имеет следующие электрические параметры:

· параметры срабатывания – это минимальная электрическая величина, при которой якорь переходит в рабочее состояние , замыкая фронтовые контакты (например Uср);

· параметры отпускания – максимальная электрическая величина, при которой якорь переходит из рабочего состояния в выключенное и замыкаются тыловые контакты (например Uотп) для точного измерения параметра необходимо насыщение магнитной цепи;

· рабочий параметр –величина большая, чем параметр срабатывания, которая гарантирует надежность работы якоря и обеспечивает заданное контактное давление.

· Параметр прямого подъема – ЕХ: Iпр – ток прямого подъема – минимальное значение тока, при котором замыкается фронтовой и общий контакт, но не обеспечивается заданное контактное давление (при этом якорь еще не притянулся к сердечнику – возможен его дальнейший ход)

· Параметр полного подъема — ЕХ:Iпп – ток полного подъема – значение тока, при котором обеспечивается заданное контактное давление.

2. электрические параметры реле могут иметь размерность мощности, ампер-витков, тока или напряжения . так обычно у низкоомных реле параметрами являются токи Iср, Iот, Iр, а у высокоомных — напряжения Uср, Uот, Uр.

3. параметры срабатывания – это минимальная электрическая величина, при которой якорь переходит в рабочее состояние , замыкая фронтовые контакты (например Uср);(ЕХ: минимальное значение тока, при котором реле отпускает якорь)

4. параметры отпускания – максимальная электрическая величина, при которой якорь переходит из рабочего состояния в выключенное и замыкаются тыловые контакты (например Uотп) для точного измерения параметра необходимо насыщение магнитной цепи; (EX: – максимальное значение тока, при котором реле отпускает якорь)

5. коэффициент возврата — Kв – отношение тока отпускания якоря к току полного объема . У путевого реле рельсовых цепей он называется коэффициентом безопасности. Кв аналогично Кз вычисляются по мощности, напряжению и ампер-виткам.

6. коэффициент запаса по срабатыванию – обычно его берут в пределах 1-3, и он выражается (как и электрические параметры) в следующих размерностях:

иногда Кз называется коэффициентом надежности по срабатыванию.

7. на якорь (подвижную часть магнитопровода, действующую на контактную систему) ставится штифт антимагнитный, для исключения магнитного залипания якоря.

Лабораторная работа № 9

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ

Конструктивно электромагнитное реле представляет собой катушку выполняющую роль втягивающего устройства. Она состоит из основания из немагнитного материала, на которое намотан медный провод, который, в зависимости от исполнения, может быть в изоляции из тканевых, синтетических материалов, но в большинстве случаев проводник покрывается диэлектрическим лаком.

При подаче напряжения на катушку происходит втягивание металлического сердечника, связанного с толкателем, который приводит в движение контакты.

В зависимости от назначения контактный блок реле может состоять из нормально открытых (разомкнутых) или нормально закрытых (замкнутых) контактов, в некоторых случаях блок контактов может совмещать в себе оба типа контактов.

Более подробно устройство реле можно понять если разбить его составляющие на блоки:

  • управляющий — служит для преобразования управляющего сигнала (в нашем случае из электрического — в магнитное поле);
  • блок промежуточных элементов — приводит в действие исполнительный механизм;
  • исполнительный блок — воздействует непосредственно на управляемую цепь. В качестве исполнительного блока можно рассматривать контактную группу устройства.

Также, при проектировании управляющих цепей с использованием электромагнитных реле необходимо учитывать, что ввиду того что чувствительным элементом является электромагнитная катушка, то ток в обмотке увеличивается или уменьшается не мгновенно, а в течении некоторого времени.

В связи с этим следует учитывать возможное время задержки срабатывания. Оно достаточно мало, но в некоторых ситуациях может оказывать влияние на работу других элементов схемы.

Электромагнитные реле можно классифицировать по следующим признакам:

области применения: для цепей управления, защиты или сигнализации; мощности управления: малой мощности, управляющий сигнал ≤1 Вт, средней мощности, сигнал управления находится в пределах от 1 до 9 Вт, высокой мощности — мощность сигнала ≥10 Вт; времени реакции на сигнал управления: безынерционные время реакции ≤ 0,001 сек., быстродействующие — время реакции от 0,001 до 0,05 сек., замедленные время реакции от 0,05 до 1 сек., а также реле времени с регулируемой задержкой срабатывания. характеру управляющего напряжения: постоянного тока —нейтральные, поляризованные и переменного тока.

Отдельно стоит остановиться на особенностях реле постоянного тока. Как было выше сказано они подразделяются на нейтральные и поляризационные. Главное отличие этих двух групп заключается в том, что поляризационные устройства чувствительны к полярности приложенного напряжения, то есть подвижный сердечник меняет свое направление с правого на левое или наоборот в зависимости от полярности напряжения.

Электромагнитные реле постоянного тока делятся на:

  • двухпозиционные;
  • двухпозиционные с преобладанием;
  • трехпозиционные или реле с нечувствительной зоной.

Срабатывание же устройств нейтрального типа не зависит от полярности подаваемого напряжения. К недостаткам реле использующих, в качестве управляющего сигнала, постоянный ток можно отнести необходимость установки блоков питания, для подачи постоянного тока и высокая стоимость самого устройства.

Реле переменного тока этого лишены, но и у них есть свои недостатки такие как — необходимость доработки конструкции для устранения вибрации сердечника. Рабочие параметры хуже, чем у устройств использующих линейную форму управляющего сигнала, а именно — хуже чувствительность, гораздо меньшее электрическое усилие. Но в тоже время они могут напрямую подключаться к электрической сети переменного тока.

В начало

Это интересно: Какие устройства могут измерить давление?

Краткая историческая справка создания реле

Большинство исторических документов указывают, что первые действующие экземпляры электрических устройств аналогичных современным реле, которые использовали принцип электромагнитного действия, были получены американским физиком Джозефом Генри в 1835 году. Они стали результатом работы над усовершенствованием телеграфного аппарата, который был изобретён Дж. Генри в 1831 году. Уже в 1837 г. устройство поступило в массовое производство и получило широкое применение в телеграфии. Однако следует отметить, что первые полученные устройства являлись некоммутационными, то есть не выполняли основные функции, возложенные теперь на релейные механизмы управления.

В соответствии с другими источниками первые релейные устройства были созданы в период с 1830 по 1932 гг. русским ученым изобретателем Шиллингом П.Л. Они использовались в вызывном устройстве электромагнитного телеграфного аппарата, разработанного совместно с механиком И. А. Швейкиным, который был продемонстрирован 21 октября 1832 года. Однако большое количество электрокабелей, необходимых для функционирования этого устройства, сделали его дальнейшую эксплуатацию нецелесообразной и релейные элементы в его схеме не получили широкой известности.

В качестве самостоятельного устройства, известного под своим названием, реле упоминаются в патентных заявках на телеграфный аппарат Самюэля Морзе в 1837 году.

Телеграфный аппарат Шиллинга — электромагнитный, шестимультипликаторный вариант. Производился ограниченной серией

Как устроено и его принцип работы

В сегодняшнее время реле выглядит таким образом: это катушка с намотанным на нее проводом. Этот провод сделан из меди и покрыт, обычно, лаком с диэлектрическим свойством. Он также может иметь изоляцию из ткани или синтетики. В катушке установлен металлический сердечник, который стоит на основании, не проводящем ток. Кроме этого в реле установлены различные соединительные элементы, контакты, якорь и пружины.

Принцип работы реле заключается в следующем. Когда подается ток на катушку, ее сердечник начинает притягивать к себе якорь. Далее он соединяется с контактом и цепь замыкается. Когда сила тока станет ниже, то происходит ее размыкание, т. е. якорь снова вернется в первоначальное положение с помощью пружины.

Чтобы работа устройства продвигалась более точно, для этого используют резисторы. Также существует необходимость в установке конденсаторов. Они защитят реле от скачков напряжения.

Для более продуктивной работы устройства, чтобы управлять сразу несколькими цепями, в электромагнитное реле устанавливают несколько пар контактов.

Как правильно выбрать реле

Итак, начнем с приведения информации об основных технических характеристиках реле, произведенных в нашей стране:

  • Номинальное напряжением – 12В;
  • Управляющий ток – не более 0,2А;
  • Напряжение срабатывания – не менее 8,0В;
  • Напряжение отпускания – 1,5 – 5,0В;
  • Наибольший коммутируемый ток – 30А;
  • Сопротивление обмотки – 80 Ом.

Производят отечественные реле в следующих видах:

  • 3747-10 – пластиковый корпус, отсутствует ушко крепления;
  • 3747 – пластиковый корпус, присутствует ушко крепления;
  • 3747 – корпус выполнен из металла с ушком крепления;
  • 3747 – 10 – корпус из металла, нет ушка крепления;
  • 3747 – 10 – металлический корпус, отсутствует ушко крепления.

Прибегать к установке нового. более мощного реле необходимо, если вам нужно увеличить допустимое значение токов нагрузки (20-40А), что заметно больше, чем может обеспечить управляющий выход ( обычно не более, чем 0,2 А).

Как правило, силовые реле имеют две пары контактов: силовые и управляющие. Силовые контакты обозначаются цифрами 30, 87, 87а, в то время как управляющие имеют индексы 85 и 86.

Видео-обзор силовых реле для автомобиля:

Основные виды реле и их назначение

Производители настраивают современные коммутационные устройства таким образом, чтобы срабатывание происходило только при определенных условиях, например, при увеличении силы тока, поступающего на входные клеммы КУ. Ниже мы вкратце рассмотрим основные виды соленоидов и их назначение.

Электромагнитные реле

Электромагнитное реле – это электромеханическое коммутационное устройство, принцип действия которого основан на воздействии магнитного поля, созданного током в статичной обмотке, на якорь. Этот вид КУ разделяется собственно на электромагнитные (нейтральные) устройства, которые реагируют лишь на значение тока, подаваемого на обмотку, и поляризованные, работа которых зависит как от токовой величины, так и от полярности.

Принцип работы электромагнитного соленоида

Используемые в промышленном оборудовании электромагнитные реле находятся на промежуточной позиции между сильноточными устройствами (магнитными пускателями, контакторами и т.д.) и слаботочным оборудованием. Наиболее часто данный вид реле применяется в цепях управления.

Реле переменного тока

Срабатывание этого вида реле, как видно из названия, происходит при подаче на обмотку переменного тока определенной частоты. Данное коммутирующее устройство для переменного тока с контролем перехода фазы через ноль или без такового, представляет собой блок из тиристоров, выпрямительных диодов и управляющих схем. Реле переменного тока могут быть выполнены в виде модулей на основе трансформаторной или оптической развязки. Данные КУ применяются в сетях переменного тока с максимальным напряжением 1,6 кВ и средним током нагрузки до 320 A.

Промежуточное реле 220 В

Иногда работа электросети и приборов не возможна без использования промежуточного реле на 220 В. Обычно КУ данного типа применяется, если необходимо разомкнуть или разомкнуть разнонаправленные контакты цепи. К примеру, если используется осветительный прибор с датчиком движения, то один проводник присоединяется к сенсору, а другой подводит электроэнергию к светильнику.

Реле переменного тока широко применяются в промышленном оборудовании и бытовой технике

Работает это таким образом:

  1. подача тока на первое коммутационное устройство;
  2. от контактов первого КУ ток поступает на следующее реле, которое имеет более высокие характеристики, чем у предыдущего и способно выдерживать токи с высокими значениями.

С каждым годом реле становятся эффективней и компактней

Функции малогабаритного реле переменного тока с напряжением 220 В весьма разнообразны и широко используются в качестве вспомогательного устройства в самых различных областях. Данный вид КУ применяется в тех случаях, когда основное реле не справляется со своей задачей или же при большом количестве управляемых сетей которые уже не в состоянии обслужить головное устройство.

Промежуточное коммутационное устройство применяется в промышленном и медицинском оборудовании, транспорте, холодильном оборудовании, телевизорах и прочей бытовой технике.

Реле постоянного тока

Реле постоянного тока делятся на нейтральные и поляризованные. Отличие между ними состоит в том, что поляризованные КУ постоянного тока чувствительны к полярности подаваемого напряжения. Якорь коммутационного устройства меняет направление движения в зависимости от полюсов питания. Нейтральные электромагнитные реле постоянного тока не зависят от полярности напряжения.

Электромагнитные КУ постоянного тока в основном используют, когда нет возможности подключения к электрической сети переменного тока.

Четырехконтактное автомобильное реле

К недостаткам соленоидов постоянного тока относят необходимость использования блока питания и более высокую стоимость в сравнении с КУ переменного тока.

Данное видео демонстрирует схему подключения и объясняет принцип работы 4 контактного реле:

Электронное реле

Электронное реле управления в схеме прибора

Разобравшись с тем, что такое токовое реле, рассмотрим электронный тип этого устройства. Конструкция и принцип действия электронных реле практически те же, что и в электромеханических КУ. Однако, для выполнения необходимых функций в электронном устройстве используется полупроводниковый диод. В современных транспортных средствах большинство функций реле и переключателей выполняют электронные релейные блоки управления и на данный момент невозможно полностью от них отказаться. Так, например, блок электронных реле позволяет контролировать расход энергии, величину напряжения на клеммах аккумуляторных батарей, управлять системой освещения и т.д.

Ведущие производители реле

ПроизводительИзображениеОписание
Finder (Германия)Компания Финдер производит реле и таймеры и занимает среди европейских производителей третье место. Производитель выпускает реле:

  • общего назначения;
  • твердотельные;
  • силовые;
  • РСВ;
  • времени;
  • интерфейсные и многие другие.

Продукция компании имеет сертификаты ISO 9001 и ISO 14001.

АО НПК «Северная заря» (Россия)Основная продукция российского производителя – якорные электромагнитные коммутационные устройства для специального и индустриального использования, а также слаботочные реле времени с контактными и бесконтактными выходами.
Omron (Япония)Японская компания производит высоконадежные радиоэлектронные компоненты, среди которых:

  • твердотельные и электромеханические реле;
  • низковольтные КУ;
  • кнопочные переключатели;
  • устройства контроля и управления цепи.
COSMO Electronics (Тайвань)Корпорация производит радиотехнические компоненты, среди которых можно выделить релейные компоненты, которые с 1994 года получили сертификат по стандарту ISO 9002.

Продукция компании широко применяется в телекоммуникации, промышленном и медицинском оборудовании, бытовой технике и автомобильном оборудовании.

American ZettlerБолее 100 лет компания Zettler держит лидерство и устанавливает стандарты работы и качества электротехнических элементов. Этот производитель выпускает более 40 видов КУ, которые удовлетворяют потребности самых различных проектов.

Продукция компании широко применяется в телекоммуникации, периферийной вычислительной технике, средствах управления и прочих типах электронного и электрического оборудования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий