Барельеф своими руками для начинающих

Инструменты, которые пригодятся в работе

Работать в этой оригинальной технике невозможно без специальных инструментов. Вам понадобятся:

  • эскиз рисунка, который будет воспроизведен на поверхности стены;
  • малярный скотч;
  • карандаши, маркеры;
  • ножницы, шкурки, сетки, брусок для шлифовки, резцы для обработки дерева;
  • поролоновый валик;
  • колер или краски для раствора, если предполагается создание цветного барельефа;
  • мастихины – специальные лопатки из пластика или металла;
  • малярная кисть;
  • трафареты, если работа будет вестись с их использованием.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Косметический ремонт квартиры: что это такое и что в него входит

Отливаем лепнину в формах

Чтобы изваять барельефную декорацию на всю стену, показанную ниже на фото, нужно иметь навыки рисования, поскольку на поверхность сначала наносится ее контур. Если вы талантливы в другой области, то выход простой: изготовить силиконовые формочки, отлить в них гипсовые украшения и наклеить на стены.

Задача номер один – изготовление объемного прототипа — контррельефа, основы для будущей формы. Как правило, настенными деталями пейзажа выступают различные цветы, виноградная лоза и другие элементы природы, которые одинаково хорошо смотрятся в любой комнате – кухне, спальне или гостиной. Прототип понравившегося узора можно сделать такими способами:

  • вылепить из пластилина или глины;
  • вырезать из дерева;
  • перенести контуры картинки на бумагу и придать им рельеф с помощью гипсовой штукатурки, как показано на видео в конце раздела:
  • наконец, применить готовые выпуклые изображения и фигурки.

Так выглядит форма из силикона

Теперь необходимо приобрести силикон с катализатором отвердевания, чье количество зависит от размеров получившейся скульптуры, и дальше действовать по такой инструкции:

  1. Изготовьте ванночку для заливки, чьи борта выше прототипа на 1 см. Простейший вариант – уложить контррельеф на стекло и вылепить вокруг пластилиновые бортики.
  2. Смешайте силикон с катализатором в пропорциях, указанных на упаковке. Чтобы контролировать качество перемешивания, в раствор можно добавить немного пищевого красителя. Залейте его в ванночку.
  3. Дождавшись застывания, извлеките силиконовую форму и удалите ножницами облой по краям.
  4. Приготовьте раствор гипса или алебастра (консистенция – как у жидкой сметаны) и заполните углубление в форме, выступающую часть снимите шпателем. Дайте 10—15 минут на отвердевание.
  5. Извлеките готовый барельеф, обработайте его края и приклейте на стену, потолок или домашний камин.

Заливка прототипа силиконовым раствором

Как барельеф своими руками отливается из гипса, продемонстрировано на видео:

Барельефы из гипса

Как сделать лепку из гипса? Этот материал подойдет как для профессионалов, так и для начинающих ремесленников. Достаточно будет ознакомиться со следующим обучающим видео уроком, чтобы упростить процедуру.

Оптимальное освещение – залог успеха

Слепить можно практически любое изображение, но чаще всего выбираются растительные композиции. От замешанного гипса отламывается кусок, который потребуется для создания отдельного элемента. Остальной материал необходимо завернуть в мокрую ткань и хранить в полиэтиленовом пакете. Это позволит предотвратить возможное пересыхание раствора.

Новички часто используют изображение виноградной грозди. Для его создания необходимо взять лист винограда, положить его в полиэтилен и обвести контуры. Это позволит создать шаблон для дальнейшей работы.

После того как гипс будет замешан, берется небольшой кусочек материала и раскатывается скалкой, после чего при помощи шликера прикрепляется к стене. Шаблон кладут на гипс и обводят по контуру. С помощью инструментов удаляется лишний материал. Для этих целей можно применять как профессиональные приборы, так и подручные. Сначала создается контур листа, а затем его середина.

Для создания уникального интерьера можно также использовать барельефы, изготовленные с добавлением искусственных цветов. Цветы, в свою очередь, могут быть выполнены из тканевого или бумажного материала.

Для создания такого барельефа в квартире понадобится в заранее приготовленной емкости развести раствор шпаклевки с добавлением клея. Консистенция смеси должна внешне напоминать сметану или йогурт. Искусственный цветок несколько раз окунается в этот раствор. Главное следить, чтобы не появились потеки, которые могут быстро подсохнуть, а удалить их потом будет весьма трудно. После каждого окунания выдерживается небольшая пауза, чтобы раствор успел немного высохнуть. После того как фактура рисунка приобретет равномерную насыщенность, этап можно считать завершенным.

Когда цветы полностью затвердеют, они крепятся на панно при помощи густого алебастра. Из отдельных участков создается полная композиция на всю стену.

Как видно из статьи, в создании барельефов нет ничего трудного и эту работу можно выполнить своими руками. Главное, использовать качественные материалы и инструменты. С помощью фото, рассмотренных ранее, можно подобрать подходящий вариант рисунка. Однако если планируется лепка сложных узоров, состоящих из большого количества частей, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному художнику.

Делаем форму для заливки гипса

Если для всяких – разных ракушек, фруктов и жучков форму найти можно и делать её нет смысла, то для некоторых деталей, типа ягоды винограда, проще самому сделать основу, чем пытаться её отыскать.

Конечно, их можно не отливать, а скатать из шпаклёвки, но выглядеть это будет несколько хуже, так как материал этот более пористый при высыхании.

А вообще, при определённой сноровке вы сможете делать какие угодно формы, используя готовые статуэтки. Купили одну, а вылили потом хоть десять! И хотите их дарите, хотите панно делайте…

Ну что ж, приступим. Если речь идёт об отливке ягодки винограда, то вам её нужно предварительно скатать из густой шпаклёвочной массы замешанной с клеем ПВА, в пропорции:

  • Финишная шпаклёвка – 0.5 кг;
  • Клей ПВА – 1 ст.ложка;
  • Вода – 100 грамм.

Замешиваем густую массу, наливая воду постепенно. Так как её количество мы дали примерно, потому что оно может существенно отличаться в применении с разными видами шпаклёвки.

После того, как замешали, слепите виноградинку и положите её высыхать на сутки примерно. Лопнуть она не должна, так как масса с добавлением ПВА становится довольно устойчивой к растрескиванию.

К слову, на всё той же верхней картинке с ракушкам, вы можете увидеть внизу стену, отделанную в технике декоративных мазков. Так вот их нужно делать именно такой смесью, на основе ПВА.

Ну что, высохла виноградинка? Давайте делать форму. Нам для этого понадобится:

  • 0.5 литра силикона;
  • Коробочка из фанеры;
  • Саморезы;
  • Кисть.

Жидкий силикон продаётся в строительных магазинах, а коробочку вы можете подобрать любую, в неё вы будете закладывать виноградинку и заливать ей силиконовой смесью.

Главное, чтоб её можно было легко разобрать, а затем снова собрать на саморезы, а прорехи замазать смесью силикона. Это нужно для того, чтоб вы потом смогли легко, не повредив, вытащить готовую форму. Если подходящей коробки не нашлось, то можете собрать её из листов фанеры.

Мы вам покажем пошаговые фото на примере заливки статуэтки, а вы уже можете класть туда, что угодно

Тут важно понять последовательность, да и всё. И количество силикона может быть разное. На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр

На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр.

Итак:

  1. 1 Помещаем в ящик основу;

2 Заливаем её жидким силиконом;

3 Ждём сутки, пока не схватится силикон, затем разбираем ящичек;

4 Достаём основу и получаем готовую форму для заливки алебастра.

А теперь давайте перейдём к самому интересному, формированию фигурок из алебастра своими руками.

Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство

Инструменты

Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:

  • картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
  • наждачная бумага для затирки;
  • малярная лента;
  • нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
  • кисточка;
  • пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
  • фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
  • скребок;
  • хозяйственные перчатки.

Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.

Материалы

В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.

  • гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
  • грунтовка аналогичного веса;
  • акриловая краска;

Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.

Заготовки для будущей лепки из гипса

Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.

При сооружении модели используются специальные формы.

Приготовление раствора из гипса или штукатурки

Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.

Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.

Как выкладывать рельефный рисунок на стену

Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.

Крепление и высыхание

Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.

Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:

  • трафарет нужно аккуратно удалить;
  • штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
  • сбрызнуть элементы водой;
  • отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;

Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.

Тонирование

Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.

Подготовительный этап создания барельефа свои руками

Для начала надо выбрать стену, на которой Вы хотите разместить барельеф;
Подбирается подходящий рисунок

Он зависит от ваших навыков, размера стены и интерьера комнаты;
Обратите внимание на освещение. В зависимости от техники нанесения барельефа рисунок может выглядеть по-разному;
Если Вы делаете барельеф впервые, то не стоит выбирать сложные изображения

Картина цветов вполне подойдет.
Далее выбираете подходящий материал. Смотрите на характеристики и на удобство работы с ним;
Перед началом работы необходимо посмотреть один из мастер-классов по изготовлению барельефа для начинающих.

Техники

Чтобы придать интерьеру статность и фундаментальность, необходимо при создании настенных барельефов выбирать объемные композиции, которые можно лепить, используя различную технику и материал. Так, для помещений, оформленных в стиле ампир, следует создавать барельефы, состоящие из массивных элементов. Техника их изготовления сложная: вначале готовятся формы и раствор, из которого выливаются будущие декоративные элементы, потом после их высыхания осуществляется монтаж на стены с помощью клея и дюбелей, добавляются путем лепки мелкие детали. Для римского стиля отличным выбором считаются барельефы, украшенные мелким орнаментом, они выглядят эффектно и лепятся сразу на стену, без предварительной выливки.

В рококо и барокко должны присутствовать легкие и пышные формы, поэтому оптимальным вариантом станет создание на стенах объемного изображения и асимметрии. Поскольку все элементы будущей композиции габаритные, и их непросто будет закрепить к стене, то нужно лепить каждую деталь по отдельности на стене, а потом уже заделать швы и все покрасить. Для помещений, оформленных в стиле арт-деко, нужно выбирать изящные гипсовые элементы, окрашенные во что-то пестрое и яркое.

Мастер-класс

Глину Дарья покупает в строительных магазинах в больших и тяжелых мешках. Прежде чем начать с ней работать, глину надо неделю вымачивать, а затем разминать, доводя до нужной консистенции.

«Глина — очень чувствительный материал, ее нужно  раскатать, выбрать форму для вашего барельефа. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник. Теперь комок нужно расплющить руками, взять скалку и прокатать ровный пласт от центра к краям», — так начинается мастер-класс по ботаническому барельефу в мастерской Дарьи Ершихиной.

Затем на правильно раскатанную глину мы выкладываем живые цветы, лепестки и травинки. Делаем это так, как подсказывает чувство прекрасного. Кто-то добавляет фигурку ящерицы, кто-то делает оттиск вязаной авоськи.

«Вы должны понимать, что передний план — это все то, что мы сначала кладем на глину. Задний план — это всё, что идет дальше. Пропечатается всё, что коснется глины. Композиция зеркальная, поэтому всё, что слева на глине, окажется справа на панно», — уточняет мастер.

Дарья Ершихина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Раскатываем глину. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Цветы для панно. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Живые цветы. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Раскладка цветов на глине. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Используем только живые растения и листья, сухоцветы для этой работы не подойдут. Летом Дарья собирает полевые цветы, ягоды и листья — всё, что находит по дороге в мастерскую. Что-то растет прямо в студии на подоконнике. Осенью и зимой мастер покупает цветы в магазинах.

«Почему нельзя использовать в этой работе сухоцветы?! Мы их просто не сможем снять из отпечатков. Все думают, что на наших панно цветы остаются внутри, они залиты гипсом и похоронены, но это не так. Просто глина очень четко повторяет все моменты, даже отпечатки пальцев», — объясняет Дарья.

Проходим по глине с цветами скалкой. Немного усилий, чтобы композиция была четкой и выразительной. Потом вынимаем цветы и глиняную форму с отпечатками заливаем гипсом, который замешивается по специальному рецепту, придуманному Дарьей.

Гипс, кстати, используют не строительный, а скульптурный. Такой материал берут для изготовления лепнины, например.

«Мы заливаем гипс в нашу форму барельефа и ждем, когда он начнет отдавать тепло. Минут 20, мы сможем перевернуть наше панно и увидим, что получилось. Идею ботанического барельефа придумала не я, впервые увидела его у знаменитой художницы Rachel Dein, за что я ей очень благодарна. И сразу сделала свой первый оттиск и до сих пор нахожу новые варианты исполнения», — продолжает Дарья.

Живые цветы. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Гипс. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Заливка гипса. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Ботанический барельеф. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Отметим, что глина здесь используется несколько раз, после мастер-класса Дарья убирает ее в пакеты. А цветы моет и высушивает, а потом их использует при изготовлении ботанических свечей. Так что производство получается экологичное.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Барельеф цветы на стене

Букеты, бутоны или отдельные цветы тоже доступны начинающим художникам декораторам – принцип тот же. Потрясающе смотрятся лилии в интерьере комнаты.

Барельеф, как произведение искусстваИсточник otdelkasten.com

Эскиз создают на кальке и переносят на штукатурку. Можно разбить рисунок на мелкие квадраты и скопировать карандашом каждую секцию.


Формировка контура на фанереИсточник yandex.net

Мастихином и акриловой смесью прокладывают стебли, стараясь, чтобы центральная часть была самой высокой в композиции. Выписывают лепестки, середины, делая тычинки крупно фактурными. Лепесток одной стороной возвышается, а другая прилегает к стене.

Образец правильной подсветкиИсточник mr-build.ru

Потом закатывают валиком весь барельеф с цветами и стену белой акриловой краской. Отбивают край рисунка золотой полутенью. Объёмная картина готова!

В этом видео инструкция для начинающих ваятелей:

Конструирование мобильной формы

Для изготовления съёмной формы барельефа, берут деревянный короб с задней фанерной стенкой. Размер ящика совпадает с габаритами задуманной детали. На фанеру настилают полиэтиленовую плёнку или пергаментную бумагу. Следят, чтобы не было складок или морщин, которые отпечатаются на готовом изделии.

Небесные мотивы в гипсеИсточник couo.ru

1 вариант.

Растительное масло слегка загущают солидолом и смазывают подложку. Кладут кусок мягкого пластилина и формуют предмет, который должен стать барельефом.

Угловой барельеф – бабочкаИсточник mr-build.ru

Пластилиновую заготовку смазывают маслом и заливают Смесью акриловой штукатурки. Оставляют не менее, чем на сутки до полного застывания. Затем снимают и получают форму для заливки.

Варианты цветного барельефаИсточник modernplace.ru

Дно формы снова смазывают маслом, заливают акриловой штукатуркой и оставляют сохнуть. Через сутки готовый предмет можно клеить на стену в любом месте.

В продаже есть готовые предметы для формирования барельефа на плоскости, но выбор ограничивается несколькими моделями. Чтобы создать неповторимое произведение, придётся потрудиться самому.

Рисунок на выступающей стенеИсточник stroyfora.ru

2 вариант.

В ящик накладывают густую смесь в несколько сантиметров и начинают выписывать детали. После высыхания, добавляют смеси и увеличивают объем, продолжая мастихином обработку деталей. Так происходит несколько раз, пока не достигается заданная толщина элемента. Готовое изделие оставляют сохнуть, вынимают из ящика и монтируют на вертикальную поверхность. Второй вариант сложнее, для этого необходимо натренировать руку для работы с мастихином.

Так получают безграничное количество элементов, из которых декорируют задуманный барельеф.

Мобильные барельефы для накладки на стенуИсточник vsyakraska.ru

Монтаж подсветки

Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.

До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.

Идеальный дизайн интерьераИсточник topsten.ru

Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.

Вариант барельефа в спальнеИсточник modernplace.ru

Примеры подсветки:

  • Китайская тематика – квадратные фонарики;
  • Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
  • Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
  • Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.

Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.

Тонкая работа, замаскированная под простоту исполненияИсточник decorstudia.com.ua

Коротко о главном

Барельеф своими руками – это не фантастика! Достаточно немного художественной жилки и прилежания. У вас получится изысканный шедевр, который с удовольствием оценят друзья и родственники.

Украшение стен барельефом сделает жилище по настоящему оригинальным и нарядным. Высший пилотаж – грамотное обрамление декорации подсветкой.

Картину можно применить для зонирования пространства комнаты. В спальне отделать изголовье, в детской придумать смешные сценки, а гостиную украсить растительным орнаментом или лилиями.

Строительные магазины предлагают инструмент и готовые смеси, с которыми несложно начинать ваяние.

Плюсы и минусы барельефа

Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.

Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:

  • Городская панорама;
  • Кусочек леса;
  • Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
  • Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.

К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.

Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.

Барельеф в интерьере

Каждый желающий сможет украсить оригинально и красиво пустующую стену в помещении с помощью барельефов. Это идеальное решение, чтобы воссоздать картины или панно, используя данную технику. Особенно интересно смотрится барельеф на стене возле камина. Довольно неплохо выглядит большая 3D композиция.

Если возле уникального элемента декора создать дополнительное освещение, с использованием точечных светильников и дизайнерской люстры, атмосфера в доме измениться до неузнаваемости. Благодаря осветительным приборам все выпуклости композиции будут смотреться еще лучше. Также с помощью барельефов украшают дверные и оконные проемы.

Стоит заметить, что выпуклые рисунки используют не только в декоративных целях. С помощью подобных конструкций скрывают неровности и дефекты на стенах. Барельефы часто комбинируют с декоративной росписью. Это идеальное сочетание позволяет наполнить помещение интересными эффектами. В отличие от молдингов, барельефы являются целостной конструкцией и не собираются по частям, как многие предполагают.

К сожалению, несмотря на все преимущества, данную разновидность искусства в интерьере используют редко, поскольку это весьма затратное удовольствие.

Материалы для создания барельефа

В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.

барельеф из глины

Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.

Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.

Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.

Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:

  • польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
  • Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
  • Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
  • Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);

кнауф унифлот

Для лепной работы понадобятся пропиточные грунтующие вещества. Подбирают пропитки соответственно материалу основания (стены). Для слабых оснований берут глубоко проницающие пропиточные средства. Для сыпучих оснований используют также влагозащиту, например, Аквастоп, для древесных – грунтовку Пуфас.

При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.

Нанесение рисунка

Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, шпаклёвка, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.

Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.

Монтаж подсветки

Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.

До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.

Идеальный дизайн интерьера Источник topsten.ru

Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.

Вариант барельефа в спальне Источник modernplace.ru

Примеры подсветки:

  • Китайская тематика – квадратные фонарики;
  • Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
  • Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
  • Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.

Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.

Тонкая работа, замаскированная под простоту исполнения Источник decorstudia.com.ua

Техники изготовления рельефных рисунков своими руками

В домашних условиях барельефы выполняются преимущественно из пластичных материалов – глины, гипса, бумаги, соленого теста. Реже приобретаются стандартные пластиковые элементы, имеющие более низкую художественную ценность.

Такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире.

Из гипсовой штукатурки

Гипсовые, штукатурные изделия создаются в следующих техниках:

  • Свободное гипсование отдельных элементов, которые не закреплены на стенку. Это лучший вариант для начинающих, так как конструкцию можно отредактировать несколько раз;
  • Гипсование моделей на самой стене – выполняется непосредственно на опорной плоскости;
  • Обратное литье – сложный способ, при котором модель выполняется с использованием изложницы. Техника хороша тем, что позволяет создать много одинаковых деталей;
  • Плоская лепка сразу на стене – для работы требуется определенный опыт. Готовое изделие представляет собой замысловатую картинку, отдельные детали которой заходят на потолок, огибают углы.

Этот природный материал хорошо подходит для создания лепнины.

Из глины

Часто барельефы выполняются из цветной полимерной глины либо из обычной. Оба варианта требуют обжига в печи, с последующим закреплением на стене. Существует плоская и объемная лепка. И ту, и другую выполняют на подложке при помощи различной формы стеков и пальцев рук. Готовый предмет обжигают, наклеивают на стену. Большие картины составляются из множества деталей. Популярностью пользуются «ботанические» барельефы – в пласт глины «закатываются» объемные живые цветы, сверху накладывается форма, в которую заливается жидкий раствор. Итог – плоская поверхность с объемными растениями на ней.

Глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков.

Из бумаги

Создание объемной картины из папье-маше – быстрый, дешевый способ. Застывший состав выходит более прочным, чем гипсовый. Для выполнения понадобятся бумажные салфетки и клей ПВА. Из данных материалов вымешивается густая масса, из которой вылепливаются детали картины. Готовая композиция слегка тонируется, покрывается слоем краски, лака.

Барельеф из бумаги придаст вашему жилищу оригинальный и неповторимый вид.

Создание объемности

  • Каждый слой наносится после высыхания предыдущего;
  • Рисунок корректируется и дорабатывается с помощью мастихинов;
  • Законченный барельеф нужно оставить просохнуть;
  • Если используется гипс, можно попользоваться готовыми формами. Можно и лепить самостоятельно.
  • После того как панно высохло, барельеф нужно отшлифовать. Шлифовка избавит вас от мелких неровностей, острых углов или шероховатостей;
  • Перед окончательной отделкой барельеф покрывается грунтовкой. Это усилит адегезию (сцепление) с последующим отделочным материалом;
  • Если остались щели или дырки, их надо заполнить. Можно использовать клей или герметик. Эта процедура важна. Она повысит эксплуатационную характеристику барельефа;
  • Позже панно можно покрасить или отделать декоративной штукатуркой.

Применение шнура

Высохшая композиция

Этот метод изготовления барельефа считается самым простым. Он подразумевает применение гипсового раствора и простой бельевой веревки. Рисунок следует нанести на фрагмент пенопласта или доски ДВП.

1 Затем необходимо уложить веревку в нанесенные особым образом линии. Перед этим действием ее надо смочить в гипсовом растворе.

2 Когда изделие полностью подсохнет, поверхность нужно обработать раствором гипса. Делается это кистью. Подобный декор можно использовать для отделки, наклеив его на вертикальную поверхность.

3 Таким же способом можно декорировать различного рода мебель, например, скамейки. Для этого необходимо уложить скамью как можно удобнее, затем нанести барельеф с одной стороны. Когда композиция высохнет, то же самое проделывается с противоположной стороной.

4 В заключение фактуру можно покрасить и затонировать в любой оттенок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий