Якорь своими руками для малых судов: лодки (в т.ч. ПВХ), катера и яхты

Как выбрать якорь

Каждый якорь предназначен и хорош в определённых местах, подходящих ему. Для правильного выбора якоря необходимо знать хотя бы примерно какой грунт в местах, где вы планируете плавать, а также важную роль играет вес вашего судна (лодки). Вес можно узнать с помощью специальной таблицы, или же по сложной формуле.


Якорь-кошка

  • Для лодки (судна) весом одной тонны (1000 кг) требуется якорь 10–12 кг, то есть якорь должен быть около 10% от веса лодки. Также можно выбрать якорь по длине судна (лодки). Якорь должен быть весом 1% от длины лодки, например, 270–2,7 кг. Только не следует забывать о том, что якорь можно усилить цепью.
  • Для надувных лодок мастера советуют якорь-кошку. Это самый распространённый якорь, который способен использоваться практически во всех грунтах. Также он небольшого размера, что служит удобством при перевозке. Якорь весит 2–12 кг, его увеличительная масса составляет 0,5 кг. Цена этого якоря от 300 до 1500 рублей. Четырёх килограммовый якорь-кошка от 2000 рублей.
  • Также существует якорь холла, он, как и якорь Матросова, отличается большими размерами, что позволяет крепче держать судно, хорошо применяется на гальке. Цена за 4,5 кг 1800–2000 рублей.
  • Существует Китайская модель как якорь-грибок с оболочкой ПВХ, что способствует предотвратить ржавчину, появления пятен, и тем самым продлевает время служения. Цена за якорь весом 5,4 кг составляет 1380 рублей.
  • Трёхлепестковый якорь

Трёхлепестковый якорь с весом 6,8 кг и покрытием ПВХ. Подобные якоря могут присасываться ко дну, а также зацепляться. Якорь хорошо использовать на лодках (надувных), благодаря обрезиненному корпусу можно не бояться повредить лодку. Металл, из которого сделан якорь, является чугун, производству Китая, способен удержать нагрузку до 700 кг, цена 1880 рублей.

Плавучий якорь составляет 1500–2200 мм. Этот якорь применяется для судна (лодки) с длиною 15 метров. Когда якорь опущен в воду, он принимает свою форму и этим самым препятствует движению судна. Плавучий якорь может быть и из нейлона его применяют при шторме или когда просто очень сильное течение. Цена 3177, а якорь из нейлона составляет 1360 рублей.

Дрейф шлюпки с плавучим якорем

Если судно не может доплыть до берега, войти в бухту или же выбрать место, удобное для причаливания, а также не в состоянии посредством руля держаться на ветру, то следует прибегнуть к использованию плавучего якоря. Приспособление позволит сократить дрейф.

На большой глубине устройство дает возможность поставить судно вразрез волне. Якорь при этом находится на носу судна, в воде происходит его наполнение. Затем натягивается канат, который тормозит движение шлюпки, поворачивая ее носом навстречу ветру.

Длина каната должна составлять не меньше пяти длин маломерного судна. Трос выпускают в ослабленном состоянии. Он должен быть не короче каната для якоря.

Чтобы ослабить удар волн о судно и предотвратить заливание, применяют специальные масла. Наибольшей эффективностью обладают масла животного происхождения. Растекаясь по водной глади, они создают пленку, мешающую образованию гребней и гасящую энергию волн.

Минеральные масла обладают более низкой функциональностью. На маломерных суднах их применять не советуется.

Наиболее популярные виды: достоинства и недостатки

  1. Курбатова – это сварной инструмент, который сделан из стального прутка с диаметром 10 миллиметров и толщиной 4 миллиметров. Главной особенностью считается это наличие лишь одной лапы и раздвоенного веретена. Его вес составляет не более 2,5 кг. Такого типа якоря достаточно хорошо держаться на любых фунтах. Недостатком считается тот факт, что на каменистых поверхностях он держится плохо, поэтому придется возить с собой болванку с весом 4 или 5 килограмм.
  2. Грибовидный – это один из первых якорей, что используется из 1850 года. Его главное преимущество – это держаться на плаву. Он имеет специальные отверстия через которые проходит воздух, тем самым это позволяет якорю не двигаться с закрпленного места. Для лодок ПВХ используется маленький с размером 3,5 кг. Недостатком считается то, что он не складывается и имеет немаленький вес.
  3. Адмиралтейский – Преимуществом данного типа считается то, что его достаточно просто сделать, так как состоит из веретена и с утолщенной внизу частью. Его можно подобрать разного размера и с разных материалов. Недостатком считаются его лапы, так как они не складывают и сами по себе острые, а для лодки ПВХ – это опасно.
  4. Дэнфорта – один из популярных якорей, главным его преимуществом считается повышенная держащая сила. Суть состоит в том, что когда он падает на дно, то он не останавливается и входит прямо в рыхлый слой грунта и достигает твердой основы. Удлиненный шток служит стабилизатором и не позволяет якорю опрокидываться на бок. Якорь такого типа представлен в разных весовых категориях. Необходимо сказать, что в малом весе он мало пригоден. На сильном течении такой якорь долго дрейфует и падет не на то месте, где планировалось.
  5. Кошка – такой тип очень хорошо использоваться на маленьких суднах. На больших суднах он служит вспомогательным, но никак не основным. Он достаточно хорошо фиксируется на глубине. Один из самых недорогих. Лапы его складываются и по размеру маленький. Если его использовать на надувных лодках, то необходимо очень аккуратно, так как у него острые лапы, что могут повредить судну.

Как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками: чертежи, видео инструкции

Для того, чтобы сделать якорь самостоятельно, нужно определиться, с помощью какого метода будет сделан якорь.

Первый способ — это отливка якоря по модели; второй-изготовление якоря с помощью сварки метала.

Также эти способы могут быть комбинированы между собой. В большинстве случаев рыболовы делают именно так: они отливают по отдельности все крупные части якоря: веретено, лапы и шток.

Затем лапы сваривают с веретеном, а позже приваривают и шток. Для прочности нередко обе лапы и веретено скрепляют зажимом, проделывая в каждой детали дырку и вваривая туда стержень.

Чертежи самодельных якорей для ПВХ лодок:

Стоит отметить, что изготовление якоря своими руками гораздо выгоднее, чем покупка готового заводского. Также этот метод хорош тем, что рыболов может создать якорь сам, по своему вкусу и усмотрению. Ведь нередко бывает так, что по той или иной причине заводской якорь не подходит к купленной лодке.

Watch this video on YouTube

Как сделать якорь из подручных материалов в полевых условиях

В жизни каждого рыболова бывают моменты, когда не хочется пользоваться услугами магазинов, завышающих цену в три дорого, и появляется желание сэкономить.

В такие моменты многие прибегают к самостоятельному изготовлению снастей, приспособлений для рыбалки и прочего оборудования. Владельцы лодок — не исключение. Многие рыболовы, пытаясь заменить всем известный и необходимый якорь, начинают искать ему альтернативу. Рассмотрим основные способы замены магазинного якоря бытовыми, общедоступными атрибутами.

  1. Популярной альтернативой якорю служит простой мешок, наполненный камнями или железными болтами. Это легкая замена, не требующая особых усилий для изготовления. Чаще всего для этого используют тканевые мешки. Они более прочны. Также стоит отметить, что вес камней должен быть порядка 15-20 килограмм. Вес самодельного груза всегда должен быть больше веса настоящего якоря.
  2. Еще одной заменой якорю служат кирпичи. Обычно ими также забивают мешок. Но также можно привязать к веревке несколько крупных строительных кирпичей, весом 5 килограмм. Тогда из этого выйдет неплохой груз. Гладкие кирпичи вряд ли зацепятся за какую-то водную преграду. Это является еще одним плюсом данного груза.
  3. Нередко рыболовы привязывают к веревке увесистые металлические приборы. Это может быть как и небольшой ломик, так и спортивная гиря весом 16 килограмм. Это наиболее простой вариант, не требующий абсолютно никаких усилий.


Простой самодельный якорь

Заменой настоящему якорю может послужит абсолютно любая вещь, удобная в креплении и имеющая достойный якорю вес.

Однако не следует забывать о том, что данный вид якорей не является законным. Он используется лишь смелыми рыболовами, знающими, что попасться они не смогут.

В случае обнаружения такого пренебрежения правил рыболову грозят определенные меры со стороны закона. Также нужно сказать, что все вышеперечисленные самодельные грузы эффективны только на ровной и песчаной поверхности.

Якорь Данфорта

Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой. Основное отличие от других изделий состоит в удлиненной нижней поперечине, не дающей изделию опрокинуться при соприкосновении с дном. Плоские лапы устройства имеют треугольную форму и расположены близко друг к другу, что обеспечивает дополнительную устойчивость в рабочем положении. Главное преимущество якоря Денфорта является одновременно и его недостатком – в некоторых случаях он так глубоко зарывается в дно, что его крайне трудно или невозможно вытащить.

Самоделка потребует следующих материалов:

  • стальная трубка диаметром 30 мм и длиной 600 мм;
  • листовая сталь толщиной 3-4 мм;
  • 2 гайки М5;
  • 3 гайки М8;
  • болт 8 х 60;
  • 2 шайбы Д8;
  • 2 болта 5 х 35;
  • рым-гайка и болт к ней;
  • металлическое кольцо.

Из листовой стали по трафарету вырезаются две треугольные лапы со скошенными углами. Стальная трубка разрезается на две части – 400 мм и 200 мм. В более коротком отрезке делают 2 пропила, подходящие по размерам для лап. В центре вырезается секция длиной 34 мм и глубиной немного больше половины диаметра трубки. Высверливается 5 отверстий – 1 под рым-гайку по центру заготовки, 4 для монтажа лап (с каждой стороны по 2). В прорези вставляются лапы и просверливаются соосно с отверстиями в трубке.

Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой

Схема сборки выглядит следующим образом:

  1. К короткому отрезку прикручивается рым-гайка, к ней будет крепиться канат для извлечения приспособления из грунта.
  2. Соединяются болт, шайба и гайка – это заготовка для оси вращения.
  3. Более длинный отрезок трубки вставляется в короткий, а через отверстия на нем продевается ось вращения и фиксируется гайкой. Затем накладывается шайба и ось окончательно затягивается с помощью еще одной гайки.
  4. С помощью болтов монтируются лапы, а для исключения люфта в торцы трубки забиваются деревянные заглушки.
  5. В верхний конец длинной трубки вставляется кольцо для основной якорной веревки.

Если устройство требует утяжеления, то в полую трубку заливают свинец. Из минусов можно выделить одно свойство якоря – он плохо подходит для дна, усыпанного галькой.

Выбор конструкции

Типы самодельных якорей для лодок ПВХ

Зная, что существует порядка двух тысяч разновидностей этих изделий, не стоит все их подробно изучать. Достаточно знать, что популярностью пользуются не так много конструкций. Вот их краткий обзор:

  1. Якоря с лапами. Хорошо держат лодку ПВХ, цепляясь лапами за дно. Лапы могут быть как складными, так и неподвижными. Распространены следующие конструкции:
    • Кошка. Складывающиеся лапы (4 шт.) удобны в транспортировке и использовании, конструкция рекомендуема для комплектации лодок.Особенно ценно то, что в сложенном виде лапы не повредят лодку. Этот якорь для лодки своими руками один из наиболее популярных среди других типов.
    • Якорь Холла. Тяжеловат, может вывернуться из грунта при натянутом канате. Сложен при самостоятельном изготовлении.Зато хорошо цепляется за грунт, хотя и не способен углубляться в него.Состоит из веретена и коробки, на которой имеются лапы., коробка с лапами может качаться.Один из наименее рекомендуемых вариантов для использования с надувными лодками.
    • Якорь Данфорда также относится к тяжёлым конструкциям. Удерживающие свойства невероятно высоки. Шток расположен в нижней части, что предотвращает опрокидывание конструкции при попадании на дно. Устройство глубоко зарывается в грунт. Это хорошо надёжного удержания лодки, но можно потерять устройство при попытке вытащить его из грунта.Конструкция не рекомендуется для применения в местах с дном из крупной гальки.
    • Якорь Матросова. Ещё один вид тяжёлых якорей, хорошо держащих лодку при опускании устройства на галечное дно. Лапы могут заклинивать.
    • Курбатовский. Рекомендуется для комплектации надувных лодок.
    • Разборной . Рекомендован для надувных лодок.
    • Адмиралтейский якорь (модификации носят имена Портера, Портера-Тротмана, Нортхилла).Классический вариант. Работает на любом грунте, ограниченно рекомендуется к применению на лодках из ПВХ или резины. Способность к удержанию немного уступает лучшим якорям.Но конструкция хотя и проста, но, в плане технологии для изготовления своими руками, неудобна.Нижняя деталь, тренд, имеет массивную конструкцию и изогнутую конфигурацию с фигурными носками на рогах.Вес большой, много неудобств в работе, точащий над грунтом рог может повредить канат.
    • Якорь Брюса. Отлично заглубляется в грунт, так как по конструкции аналогичен плугу. Но подъём из воды такой конструкции затруднён.
    • Кобра.Характеризуется достаточно хорошей силой удержания, нет подвижных частей.
    • Пирамидальный. Подходит для работы с надувных лодок из ПВХ. Конструкция технологична для самодельного изготовления, наборной вариант позволяет легко нарастить при необходимости массу якоря.

2. Якоря грибовидные, якорные устройства различных оригинальных и нестандартных конструкций. Подходят, как правило, для небольших одиночных лодок, поскольку обладают малой удерживающей силой и не цепляются за грунт. Зато такие устройства крайне просты в изготовлении и не требуют дорогих материалов.

Примеры:

  • Камень с отверстием для крепления каната
  • Пластмассовая бутылка со срезанным верхом. Внутрь заливается цементный раствор и вставляется анкер (его можно изготовить из алюминиевой проволоки) для крепления каната. Края бутылки феном заворачивают так, чтобы цементный монолит не вышел из бутылки. Впрочем, потеря пластмассовой оболочки не критична, устройство всё равно будет работать.
  • Старые гантели, чугунные утюги, рельсы и т.д. Эти якоря тяжелы и не очень удобны, транспортировать их в рюкзаке сложно, держать на резиновой лодке опасно.Якоря округлых форм плохо цепляются за донный грунт и могут скользить по нему.

Масса

Требуемую массу якоря можно определить несколькими способами:

Особенности и технические характеристики лодок серии «Крым»Российские лодочные моторы для лодкиКакую выбрать пластиковую лодку под мотор в 5 и 10 л сСтроение надувной лодки Баджер

  1. По таблицам. Эти таблицы можно найти в специальной литературе (библиотечные книги или подшивки тематических журналов), но более доступным источником такой информации является, безусловно, интернет.
  2. По эмпирической формуле. Водоизмещение лодки, выраженное в тоннах, возводится в квадрат. Из результата извлекается корень кубический, полученное число умножается на восемь. Конечный результат и показывает требуемый вес в кг.
  3. По длине и массе лодки. Соответствующая величина, выраженная в кг или см, делится на сто. Полученная величина и будет весом в кг. Например, для лодки массой 500 кг с грузом требуется якорь 5 кг. Если длина лодки 250 см, то ей потребуется якорь весом 2,5 кг.

Сообщества › Лодки и Моторы › Блог › Вот что значит неправильно крепить якорь

Заметил протертость, когда собирал лодку после обкатки мотора в начале весны. Решил на выходных разобрать и изучить более детально

Урок на будущее мне и всем, кто якорится по борту. Либо якорь кидать с кормы, либо с носа.

Если кто посоветует конторку по ремонту лодок в Москве буду признателен, ибо заклеить грамотно, красиво и акуратно сам вряд ли смогу.

Комментарии 7

поэтому на пвх-шках роульс и рекомендуют клеить. только конечно всю лодку ими не обклеишь.

Не пойму чем протёр: Верёвкой так — никак… Якорем, что ли, тыкал отчаянно, когда его выбирал.

Да нет, похоже, что именно канатом и протер. Все полосы строго вертикальные и в аккурат в том месте, где я якорь и кидал

Муж на свою лодку не надышится

Незацепляемый якорь: как это?

Зацеп якоря, каким бы весом он ни обладал, — частая проблема на рыбалке. Отцепить якорь можно так:

  1. Своими талантливыми руками: для этого придётся нырять. А если активное течение и холодно? Неудобно.
  2. Тросом с поплавком — способ не такой трудозатратный по сравнению с первым.

Если не предусмотреть подходящий вариант, придётся отрезать якорь, а такие потери никому не нужны.

Если рыбалка осуществляется в том месте, где якорные лапы способны сходиться, советуем привязать дополнительный трос с поплавком, в роли которого можно взять резиновый мячик. Когда утяжелитель зацепляется, трос служит страховкой, позволяющей легко вытащить утяжелитель.

Как функционирует запасной трос?

Он подвязывается за тренд, пропускается сквозь чеку. При якорном зацепе трос тянется в другом направлении веретена: чека ломается и утяжелитель покидает препятствие, задержавшее его.

Если чеку закрепить на самом тросе, его можно потянуть в нужном направлении, приложив чуть больше усилий. На трос крепится и верёвка, замыкаемая на тренде и образующая петельку.

Очень полезное видео про незацепляемый якорь:

Как устанавливать чеку?

Чеку легко сделать самостоятельно: просто согните леску и проволоку так, чтобы они приняли круглую форму. Можно использовать и хомут из хорошего полимера, который продаётся в разных строймагазинах. Если вы хотите увеличить силу на разрыв, сделайте не одну чеку, а несколько.

Устанавливать чеку можно двумя видами:

  1. Скользящее крепление. Особенность в резком действии. Если оно будет плавное, судно примет неверное направление. Нагрузка на разрыв в данном способе составляет не больше 15 кг.
  2. Фиксированное крепление. Разрывная сила минимум в два раза больше, то есть чека не разорвётся от сноса судна. Чтобы разорвать чеку, понадобится использовать подвесной лодочный двигатель.

Как клеить?

  1. После того как вы подготовили весь необходимый инвентарь, выбрали место для механизма, вам нужно будет отметить место, на которое вся конструкция будет установлена. Эта отметка поможет вам при нанесении клея.
  2. Весь процесс должен происходить только на хорошо накаченной лодке, чтобы рым прилегал к ней очень плотно.
  3. Во время нанесения разметки можно обклеить контур малярным скотчем. Эта процедура проводится из-за того, что некоторые люди заезжают кистью за разметку, при этом они касаются клея кожей. Затем уберите лишний клей тряпкой.
  4. Можете нагреть основание устройства с помощью фена. При смягчении рыма его будет легче подогнуть к основанию лодки.
  5. Перед нанесением клея склеиваемые места лучше обезжирить ацетоном (или любым другим растворителем) и расчистить поверхность, на которую будет крепиться весь механизм.
  6. Для лучшего результата наносите клей в два слоя. Это повысит эффективность работы. После нанесения первого слоя подождите 15 минут, чтобы клей схватился. Затем нанесите второй слой и ждите около 5-7 минут. Все делайте по инструкции, которая указана на самом клею. При этом соблюдайте температуру, которая должна быть приближена к комнатной. Если вы будете приклеивать механизм на лодку при низкой температуре, то это может сказаться на качестве склеивания.
  7. Начинайте понемногу придавливать. Следите за тем, чтобы склеиваемые поверхности не заходили за границы, которые вы отметили на лодке раньше.
  8. Чтобы между лодкой и рымом не было пространства, пройдитесь цилиндрическим роликом.
  9. После первоначальной склейки можете взять веревку, на которой будут находиться грузы. Они понадобятся для того, чтобы прижать механизм на протяжении некоторого времени.
  10. Зафиксируйте веревку с грузом на рыме, затем ждите около суток. За это время склеиваемые поверхности должны сильно схватиться. Если склейка произошла неудачно, то воспользуйтесь растворителем, очистите поверхность лодки от клея, нагрейте основание рыма феном и склейте все заново.

Разновидности якорей

Существует несколько разновидностей якорей, имеющих конструктивные особенности. Используя чертежи, для лодки из ПВХ можно сделать своими руками такие якоря:

  • Холла;
  • Курбатова;
  • Денфорта;
  • Портера;
  • Нортилла;
  • вильчатый;
  • адмиралтейский;
  • грибовидный;
  • якорь-кошку;
  • якорь-гриб.

Каждая разновидность обладает и преимуществами, и недостатками. Также отличается процесс конструирования таких устройств. Полезно ознакомиться с самыми популярными вариантами, а потом определиться: какой вариант будет максимально приемлемым, в процессе изготовления не вызовет ни физических, ни финансовых сложностей.

Простейшая конструкция

Первоначально предлагаем рассмотреть простейшую конструкцию якорного элемента, ознакомиться с процессом его изготовления.

Для того чтобы соорудить изделие, потребуется подготовить материалы:

  • трубу из металла (длина должна быть около 27 см, а диаметр – около 2,5 см);
  • гайку;
  • втулку;
  • по два больших и маленьких металлических отрезка;
  • два металлических кольца;
  • два килограмма свинца.

Процесс создания простейшего якоря осуществляется в такой последовательности:

  1. Берут металлическую трубу и на одном из ее концов закрепляют втулку.
  2. Из металлических отрезков сооружают «лапы».
  3. «Лапы» присоединяют к трубе при помощи гайки.
  4. Для увеличения веса в полость трубы засыпают свинец, закрывают полость, чтобы предупредить высыпание свинца в процессе эксплуатации изделия.

Якорь Курбатова

Для создания такой якорной разновидности необходимо иметь в наличии сварочный аппарат и хотя бы минимальный опыт работы с ним.

Предварительно нужно подготовить основные материалы:

  • стальной прут;
  • стальную проволоку;
  • отрезки из металла.

Сначала берут проволоку и создают из нее нечто, похожее на веретено. Это будет основой для якоря. Все остальные элементы будут привариваться к этой заготовке.

Из одного отрезка металла вырезают четырехугольник, а из второго делают пятиугольник, внешне напоминающий домик с крышей.

Поверхность пятиугольника приставляют под углом 90 градусов к середине металлического четырехугольника. Один элемент приваривают к другому и закрепляют на основе. Также к основе прикрепляют стальной согнутый прут, выступающий в данной конструкции держателем якоря.

Якорь-кошка

Для создания такой конструкции потребуются металлический прут и труба. Трубу разрезают на две части, а затем каждую режут дополнительно вдоль, в результате получая полые полусогнутые детали.

С одной стороны каждый из четырех элементов сплющивают, получая в этот раз подобие ковша. Остается все четыре «ковша» прикрепить к металлическому пруту так, чтобы они складывались.

Эта конструкция является легкой, но при этом надежной. Еще одним ее преимуществом можно назвать отсутствие необходимости утяжелять самодельный якорь.

Пирамидальный якорь

Само название этого варианта говорит о том, что берется за основу. Сначала из листов железа сооружается полая пирамида. Во внутреннее пространство заливается расплавленный свинец. В еще горячий свинец вставляют проволоку, которая будет выступать в качестве элемента крепления.

Пирамидальный якорь можно соорудить и иначе. Достаточно вспомнить детскую пирамидку. Ребенок, играя в нее, нанизывает на вертикальную основу кольца. Аналогично сооружается и пирамидальный якорь.

Сначала берут металлическую шпильку с резьбой. Далее нарезают металлические пластины, в центре которых просверливают отверстия. Все подготовленные пластины нанизывают на шпильку, а в завершении конструкция фиксируется при помощи гайки, как на фото.

Преимуществом такой конструкции является возможность регулирования веса якоря. Увеличивать или уменьшать массу можно путем добавления новых пластин или, наоборот, их снятия.

В любом магазине для рыболовов можно приобрести уже готовый якорь для любого типа лодок. Если же нести дополнительные расходы не хочется, то якорь для лодки из ПВХ можно сделать своими руками по уже готовым чертежам. Более подробно о том, как сделать это приспособление, можно узнать из видео.

https://youtube.com/watch?v=8oa9Jgr5ktU%2520

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий