Акустические системы – конструктивное устройство и принцип действия
Чтобы самостоятельно собрать акустическую систему (АС), нужно понимать ее устройство. В общем случае в конструкцию АС входят динамики, заключенные в корпус, и усилитель.
Корпус
Корпус – это первый важный элемент колонок, в который помещены остальные комплектующие. Он отвечает за воспроизведение звука на низких частотах и разделяет динамики, препятствуя их воздействию друг на друга, а также играет эстетическую роль.
Чтобы добиться звука высокого класса, нужно грамотно выбрать форму корпуса. Стандартные колонки выполнены в виде прямоугольника (куба, параллелепипеда), но такие устройства не позволяют достичь идеального звука, потому что прямые углы создают резонанс и сопутствующие отрицательные эффекты. Также АС изготавливаются в форме конструкций с острыми или тупыми углами (пирамиды, трапеции) и окружности (шара, эллипса), оптимальной для широкополосной акустики.
На заметку! Чтобы добиться наилучшего звучания от недорогих колонок, воспроизводящих основной диапазон частот, разработчики часто используют круглые формы. Передняя панель при этом выполняется ровной, а боковые стенки вместе с задней формируют изогнутую поверхность, эффективно отражающую и направляющую волны в сторону пользователя.
Сабвуферы воспроизводят низкочастотный звук, поэтому для них чаще используют кубическую форму. В сабах обычно устанавливают фазоинвертор, являющийся полой трубой, фокусирующей звуковые волны и проходящей сквозь одну из панелей.
Материал корпуса также бывает разным. Для качественного звука используют ДВП, ДСП, неплотную фанеру. Хорошо подходит дерево, но такая акустика получается тяжелой и массивной, поэтому деревянными обычно делают напольные колонки. Хороший корпус получается из специальных полимеров, но качество звука немного ухудшается. Дешевые АС выполняют из простого пластика. Такой материал плохо поглощает звук, что приводит к образованию лишних шумов. А если увеличить громкость до максимума, будут слышны гудение и гул.
Динамики
Динамики – основная составляющая часть акустической системы, так как именно они производят звуковые волны. В их конструкцию входит постоянный магнит, создающий непрерывное магнитное поле независимо от окружающих условий. Чаще всего он ферритовый. На дорогой акустике используются неодимовые магниты.
Магнитное поле окружает вторую важную составляющую динамиков – медную катушку, на которую воздействует переменный ток от розетки, батареи или USB разъема. Под воздействием тока и в окружении магнитного поля она совершает перпендикулярные колебания. Это заставляет вибрировать диффузор, что влечет колебания воздушных масс, воспринимаемые человеческими органами слуха как звуковые волны. Диффузорная мембрана изготавливается из полимеров или натуральных материалов, например, целлюлозы. На дорогой акустике используются тонкие пластинки из титана. От свойств материала зависит качество звучания.
На заметку! В зависимости от воспроизводимых частот, динамики бывают низкочастотными (сабвуферы, 20-120 Гц), среднечастотными (основной звуковой диапазон, до 5 кГц) и высокочастотными (твиттеры, от 2 до 20 кГц). Сабвуферы имеют самые большие размеры, твиттеры — самые маленькие.
Усилитель
АС бывает активной или пассивной. В первом случае в колонки встраивается отдельный усилитель, преобразовывающий сигнал под мощность динамиков. Без этой детали звук будет очень тихим. Тогда как пассивная акустика подключается к внешнему усилителю звука специальным кабелем с клеммами. Данные аудиоусилители могут не только преобразовывать мощность сигнала, но и собирать и объединять аудиодорожки от нескольких колонок в многоканальной акустике.
На заметку! Для преобразования аудиосигнала может использоваться не только усилитель, но и ресивер.
Общий принцип работы
Схематически принцип действия АС выглядит следующим образом. Источник звука отправляет аудиосигнал на усилитель. Последний его обрабатывает и посылает на динамики в виде электрических импульсов. Ток поступает на катушку и вместе с магнитным полем воздействует на нее. В результате этого катушка движется вверх и вниз с различной амплитудой. От этого с такой же синхронностью движется диффузор, создавая звуковые волны различной громкости.
Автомобильные модификации
Колонки для автомобилей выпускаются на два или три динамика. Для самостоятельной сборки модели понадобятся листы фанеры. В некоторых случаях используется шпон, покрытый лаком. Чтобы зафиксировать динамик, необходимо сделать отверстие на панели. Следующим шагом устанавливается фазоинвертор. Некоторые модификации изготавливаются с низкочастотными сердечниками. Если рассматривать колонки (самодельные) небольшой мощности, то фазоинвертор разрешается устанавливать без усилителя.
В данном случае для регулировки звуком используется многоканальный кроссовер. Некоторые специалисты клеммники устанавливают за фазоинвертором. Если рассматривать колонки с мощность более 50 Вт, то микросхемы применяются на два усилителя. Диффузор стандартно устанавливается импульсного типа
Перед скреплением корпуса важно позаботиться о виброизоляционном слое. Для клеммника на пластине нужно сделать отдельное отверстие
Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить
Провода для колонок подойдут двухжильного типа
Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить. Провода для колонок подойдут двухжильного типа.
Доработка акустики своими руками.
Доработка акустики своими руками – это вполне реальный вариант! Некоторыми, достаточно простыми приемами доработки колонок, можно добиться значительного прироста качества звука. Улучшения параметров можно добиться с достаточно небольшим бюджетом. Но для этого нужно понимать, что ожидает в процессе доработок.
Есть вариант, что купив акустику “не той модели”, можно потратить время, силы и финансы – напрасно. Иногда, в таких моделях, производитель выжал весь максимум. Но как то так случилось, что некоторые АС изначально оказались обделёнными хорошими характеристиками и после переделки могут так и остаться обыденными “середнячками” или откровенными “неудачниками”.
Не каждый любитель “послушать качественно музыку”, на своих колонках за 300 вечнозелёных, захочет влезать в свою акустику для доработок. Другие же, имея акустику за 10-100 единиц, вообще не помышляют о каком то вмешательстве. Это и понятно, каждый может и хочет распоряжаться своим добром по своему разумению. Это тоже можно понять.
Но стоит учесть тот момент, что корректная доработка акустики оправдывается с лихвой! И многие простые, не дорогие колонки, начинают звучать в 2-3 раза дороже! При том, что вложения могут быть очень не большими, особенно если весь процесс производился своими руками.
Панель акустического сопротивления
Многие десятилетия люди во всем мире слушали «теплый» ламповый звук. Так как, никакого другого не было.
При этом, у ламповых усилителей была очень маленькая мощность.
Для закрытых же ящиков нужны динамики с большей массой подвижной системы… и соответственно меньшей чувствительностью. И звучали «закрытые ящики» тише.
А народу требовалось, как можно громче. Для технологий тех лет создание высокого звукового давления само по себе было почти синонимом качества. И стоило огромных денег. Громко, — значит дорого.
И повсеместно до 60-70х годов прошлого века использовалось, с небольшими вариациями, что то типа:
Не известно, знали ли все из инженеров разработчиков о том, что они делали панели акустического сопротивления (ПАС). Или они предполагали, что это только дырочки для вентиляции воздуха, от нагреваемых в процессе работы ламп…
Обычно в справочниках и пособиях расчетов по ПАС не дают. И пишут, что с ПАС нужно много экспериментировать. И посмотреть, что получится.
Поверх отверстий можно натягивать и приклеивать ткань в один или два слоя. Можно не натягивать. Все можно.
Если вам кажется, что получилось хорошо, — значит у вас все хорошо получилось. Какие либо, даже совсем общие критерии, полностью отсутствуют.
Похоже, что эпоха акустических систем с ПАС прошла для самих разработчиков с не особым пониманием, что именно они делали.
Панель представляет собой множество отверстий 5…20 мм в диаметре на задней стенке корпуса громкоговорителя. Суммарная площадь отверстий требуется — около 60…80% от эффективной площади диффузора НЧ динамика.
Недостатком ПАС является спад звукового давления в области низких частот. Однако он не так велик, как у акустической системы закрытого типа и легко устраняется незначительным повышением мощностей усилителя и НЧ головки.
Лучшие модели 2022
Мы проанализировали технические данные современной акустики от ведущих мировых производителей, ознакомились с отзывами пользователей о них. И готовы представить свой список ТОП-3 колонок для домашних кинотеатров.
Беспроводная аудиосистема Samsung MX-T50
Аудиосистема для домашнего кинотеатра Samsung MX-T50
Средняя стоимость – 21 900 р.
Формат 2.0, вид напольный. Габариты – 65,1 см * 35,1 см * 32,3 см. Вес – 11,6 кг. Корпус громкоговорителя выполнен из металла и пластика, защищён от брызг, имеет приятную подсветку (шесть режимов).
Суммарная мощность аудио системы – 500 Вт. Подключается через Bluetooth, с помощью кабеля mini-Lack или USB, имеет разъём для микрофона. Работает от сети.
Аудиосистема оснащена встроенным НЧ-динамиком, и имеет режим усиления басов (Bass Booster). Для любителей весело провести время в компании также есть режим караоке.
Акустика JBL Bar 5.0 JBLBAR50MBBLKEP
Средняя стоимость – 28 000 рублей.
Чаще приобретается для офисных или коммерческих помещений. Совместима с операционными системами iOS и Android. Корпус изготовлен из качественного пластика. Его габариты – 60 см * 70,9 см * 100 см, вес акустики – 2,8 кг. Суммарная мощность – 250 Вт.
Передавать файлы для воспроизведения можно через Wi-Fi, Bluetooth, Airplay, Chromecast. Одна из особенностей акустики – это воспроизведения мощных басов без отдельного саба. Хотя эта модель в формате 5.1 также встречается.
Sony XB72 (GTK-XB72)
Средняя стоимость – 26 000 р.
Это мощная моноблочная акустическая система с размерами 34 см * 65 см * 37 см, вес – 12 кг. Подключение беспроводное – через Bluetooth или NFC. Совместима с ОС iOS и Android. Может использоваться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Оснащена технологией Extra BASS, которая обеспечивает качественные глубокие басы. Подсветка регулируется со смартфона через удобное приложение Fiestable.
Профессиональная акустика
Между бытовой и профессиональной акустикой безусловно есть весомые различия. В любых профессиональных колонках используются активные схемы, что даёт им серьёзное преимущество над пассивными громкоговорителями:
- В профессиональной акустике на каждый динамик приходится несколько усилителей мощности, то есть используется многоусилительная комбинация, что в бытовой применяется крайне редко.
- «Мощники» оптимизированы, и работают в узкой полосе частот. Всё это уменьшает возможные искажения, улучшает звучание в целом и снижает стоимость устройств.
- Интермодуляционные искажения исключает и отсутствие пассивные сильноточных фильтров.
- В связи с отсутствием разделительных фильтров нагрузка усилителя также оптимизируется.
- Улучшается гашение амплитуды колебаний.
Домашний кинотеатр – сложная профессиональная акустика
Иными словами, профессиональная акустика – это для обеспечения оригинального звука без каких-либо искажений.
Стоимость комплекта профессиональных громкоговорителей варьируется в диапазоне 2 – 12 тыс. долларов.
Изготовление печатной платы для усилителей и выпрямителя
Пожалуй, не менее трудоемкий процесс, который отнимет немало времени. Если схема, выбранная вами, достаточно простая, то нанести рисунок на фольгированный материал можно при помощи перманентного маркера. Предварительно только обработайте фольгу электролитом для автомобильных аккумуляторов либо соляной кислотой. Это позволит обезжирить поверхность и улучшит процесс травления. Если рисунок печатной платы сложный, то лучше воспользоваться лазерно-утюжной технологией и софтом для рисования дорожек. Вот как сделать колонку своими руками, а именно печатную плату для нее.
В программе намечаете расположение элементов, рисуете дорожки, после чего распечатываете получившееся изображение на лазерном принтере с максимальной насыщенностью черного цвета. Бумагу лучше использовать глянцевую. Затем укладываете рисунок лицевой стороной на поверхность фольги текстолита, крепите бумагу и заворачиваете в чистую ветошь. Нагретым утюгом теперь нужно водить по ветоши, чтобы рисунок отпечатался максимально точно. Эта процедура проводится в течение 10-15 минут. После ее завершения смачиваете бумагу в воде, все лишнее уйдет, а на фольге останется только тонер. При необходимости корректировки нужно дорисовать недостающие элементы перманентным маркером.
Гибридное оформление АС
Полосы частот для разных динамиков выделяют фильтрами, которые изменяют фазу и дают задержки во времени.
В большинстве АС ставят фильтры второго порядка, и фаза изменяется аж на противоположную (180 градусов).
Для того что бы согласовать фазовые накрутки, динамики соседних полос так обычно и включают, — в разной полярности.
Пример, если взять гитарный аккорд, на типовой трехполосной АС, его НЧ диапазон будет в одной фазе, средняя его часть его звучания в противофазе… и т.д.
Таких проблем нет у широкополосной акустики. Это одна из основных причин, по которой порядка 95% людей во всем мире, слушают музыку и речь на широкополосной акустике.
И не только потому, что она дешевая, — широкополосная акустика бывает очень дорогой:
широкополосная акустика
(Подробнее можно почитать здесь — слушаем фазовые искажения звука.. и характер звучания, типы сведения акустических систем.)
В многополосных АС динамики излучают некогерентные звуковые волны (с разными фазами и временем). Результат сложения звуковых волн будет сильно зависеть от комнаты, места расположения АС и слушателя. Как сложатся обстоятельства, так и получится.
Проблема отчетливо проявляется на частотах ниже 1000Гц. Чем ниже по частоте, тем больше.
Пример. Если сдвинуть сабвуфер всего на метр, — общее звучание (сателлитов и саба) ощутимо меняется.
АЙДИ СОЛУШН запатентовала способ, который механически исключает воспроизведение некогерентных звуковые волн, динамиками соседних звуковых полос.
Сложение звуковых волн можно производить не в комнате, а внутри самого корпуса АС. Используя для этого обратные поверхности диффузоров динамиков.
Возьмем для примера, самый предельный случай, динамики включены противофазно.
Два включенных противофазно динамика в ящике общего объема «на коротко замкнутся».
На динамики можно подавать огромные мощности, но звука во внешнее пространство они излучать не будут. Диффузоры будут стоять на месте.
Мощность можно повышать бесконечно, но звук появится только тогда, когда один из динамиков «сгорит».
Разумеется, включать динамики протифазно бессмысленно.
Результат:
1. Акустическая система будет воспроизводить когерентные звуковые волны.
2. Если один динамиков будет с более тяжелой подвижной системой, он значительно лучше будет воспроизводить НЧ. И наоборот, если один из динамиков будет с более легкой подвижной системой он будет лучше воспроизводить СЧ.
3. Эффективность колебательной системы. Традиционно динамики соседних полос изучают совместные звуковых волны не совпадающие по фазе, которые «самоуничтожаются» в комнате. При этом диффузоры динамиков тратят на генерирование этих противофазных волн свой ход. В гибридном же оформлении, диффузоры в холостую ход динамиков не тратят, так как не воспроизводят противофазные звуковые волны.
Мощность усилителей в современном мире уже давно не является проблемой. На 20% больше или на 30% меньше, — без разницы.
А вот ход динамиков, это критически важный, и очень ограниченный ресурс.
Если используются динамики кратно разные по массе подвижной системы, более «тяжелый» динамик будет оказывать воздействие на более «легкий» динамик. Для регулирования необходимой величины этого воздействия используют ПАС (панель акустического сопротивления).
Колебательная система в гибридном акустическом оформлении, может включать фазоинвертор.
Классификация акустики, применяемой в домашних кинотеатрах
По совокупности общих параметров и свойств предлагаем следующую классификацию акустики.
Изначально разделим все колонки на три типа: пассивные, активные колонки и сабвуферы.
Пассивные акустические системы для домашних кинотеатров
Пассивная акустика предполагает отсутствие встроенного усилителя мощности. В свою очередь такие громкоговорители также делятся на типы.
Напольные колонки
Напольные колонки могут являться как основной акустикой стереосистемы класса High-End и Hi-Fi, так и фронтальной системой ДК. Часто имеют многополосную конструкцию, и отличается хорошим универсальным звучанием.
Полочные колонки
Полочные колонки обеспечивают полноценный звук домашнего кинотеатра в широком диапазоне частот. Могут использоваться в качестве самодостаточной акустики, применяться в компонентных системах Hi-Fi, входят в состав акустики домашних кинотеатров.
Настенные
Часто применимы в форматах домашних кинотеатров 5.1.2, 7.1.4 и пр.
Настенное крепление колонок домашнего кинотеатра
Центральный канал
В домашних кинотеатрах акустика центрального канала отвечает за передачу звуковой информации, а также за воспроизведение диалогов. Как правило, размещается непосредственно над экраном ТВ.
Акустика Dolby Atmos
Акустика Dolby Atmos обеспечивает объёмное 3D звучание, который работает по принципу отражения звука от потолка.
Акустика Dolby Atmos
Всепогодная акустика
Всепогодные колонки применяются вне помещений – на открытых площадках, беседках и пр. Имеют повышенный уровень защиты от влаги и перепадов температур. Как правило, устанавливаются под навесом.
Потолочная
Колонки, встраиваемые в потолок, считаются самыми незаметными. Применяются в коммерческих и офисных помещениях, домах и пр.
Встраиваемые в стены
Встраиваемые в стены колонки (корпусные или бескорпусные) – это отличный вариант организации объёмного звука для домашнего кинотеатра без загромождения пространства помещений.
Акустика для домашнего кинотеатра 5.1 и 7.1 напольная
Активные акустические системы для домашнего кинотеатра
Активная акустика предполагает наличие встроенного усилителя/усилителей, который/которые изначально оптимально подобран и настроен производителем. Среди активной акустики различаем беспроводные колонки и активные мониторы.
Активные мониторы
Активные или студийные мониторы как правило двухполосные с НЧ и ВЧ динамиками. Их основная задача – передача звука без окраски или искажений.
Рупорные колонки
Также различают рупорные АС, где звук исходит не напрямую из динамика, а через рупор, который установлен вплотную. Такие колонки обладают высокой чувствительностью и направленностью звукоизлучения.
Электростатические АС
От других данный тип колонок отличается тем, что вместо динамика здесь применяется тонкая плёнка, натянутая между 2-мя проводниками, на которую подаётся электросигнал звуковых частот.
На проводники же подаётся напряжение от сети. При таком взаимодействии постоянного электромагнитного и переменного полей происходит вибрация плёнки. Такая конструкция обеспечивает точную направленность звука, что может считаться как преимуществом, так и недостатком.
Планарные колонки
Здесь также применяется плёнка вместо динамиков. Но в отличие от предыдущего типа, в планарной акустике колебания плёнки создаются в постоянном магнитном поле. Таким образом, создавая звучание, схожее с предыдущим описанным.
Беспроводная активная акустика для домашнего кинотеатра – акустические панели различного типа
Сабвуферы
Под сабвуфером понимаем динамики, воспроизводящие звуки самых низких частот, как правило от 20 Гц.
Пассивные сабвуферы
Пассивные сабвуферы усилителем мощности не оснащаются. И подключаются к внешнему усилителю параллельно.
Сабвуфер от домашнего кинотеатра
Пассивный излучатель
Впервые пассивный излучатель был описан Гарри Олсоном в патенте 1935 года «Громкоговоритель и способ передачи звука».
Принцип работы схож с оформление фазоинвертор. С той разницей, что резонирует не воздух в трубе, а реальный физический предмет.
Функцию которого обычно выполняет диффузор дополнительного низкочастотного динамика. Но у этого дополнительного динамика отсутствует магнитная система и обмотки. Есть только диффузор, подвес и рама.
Пассивный излучатель приводится в движение колебаниями воздуха внутри акустической системы, которые порождаются обратной стороной активных НЧ динамика.
Достоинствами пассивного излучателя являются глубокий бас вплоть до самых крайних низких частот. Участок крайних нижних частот обычно кратно больший чем у оформления фазоинвертор. При работе он «играет» очень слитно с основным динамиком.
На фото можно видеть грузы которые прикручиваются к диффузору наподобие блинов к штанге. Это для того, что можно было изменять вес подвижной системы (менять частоту настройки).
Пластиковая труба сильно дешевле, дополнительного динамика, даже если в нем отсутствует магнитная система. Это основная причина почему пассивные излучатели применяются гораздо реже фазоинверторов.
В сравнении с оформлением фазоинвертор, пассивный излучатель не имеет для большинства слушателей качественного скачка в качестве. Но стоит существенно дороже.
А если нет существенной разницы, зачем платить больше?
Хотя «характер звучания» ПИ все же отличатся от ФИ оформления. Но далеко не все слушатели считают, что в лучшую сторону.
Необходимые материалы и инструмент
Для самостоятельного изготовления домашней АС, которую можно использовать для компьютера, телефона, телевизора и так далее, потребуются следующие материалы:
- два 3-ваттных динамика;
- штекер mini Jack 3,5 мм для подключения к источнику звука;
- цифровой звуковой усилитель РАМ 8403 (можно купить недорого на Алиэкспресс);
- переключатель для включения акустики;
- соединительные провода для контактов;
- термоусадка, изолента;
- провод с USB штекером для подключения к ноутбуку, ПК или к зарядному устройству от телефона;
- фанера, МДФ или иной материал на основе дерева для изготовления корпуса;
- саморезы.
Важно! Mini Jack должен быть трехконтактным –левый, правый и общий каналы. Не стоит приобретать четырехконтактный, так как использование микрофонного (четвертого) контакта не предусмотрено схемой конструкции.. В качестве аудиоусилителя лучше использовать РАМ 8403, выделяющийся хорошим качеством и работой от напряжения 5 Вольт, что позволит будущей АС питаться как от USB ноутбука, так и от телефонного зарядного устройства
В качестве аудиоусилителя лучше использовать РАМ 8403, выделяющийся хорошим качеством и работой от напряжения 5 Вольт, что позволит будущей АС питаться как от USB ноутбука, так и от телефонного зарядного устройства.
Непосредственно для производства необходимы следующие инструменты:
- электропаяльник;
- клеевой пистолет, термоклей;
- канцелярский нож;
- спички или зажигалка;
- ножовка;
- лобзик;
- дрель;
- отвертка или шуруповерт;
- линейка, циркуль, карандаш;
- лист наждачной бумаги;
- кусачки.
Основательная сборка
Как дальше изготовляется трехполосная акустическая система своими руками? После того как вы изготовили корпус (так называемый «моноблок»), можно приступать к основательной сборке конструкции. Здесь лучше всего применить аккумуляторный шуруповерт с 4-милиметровым шестигранником для закручивания винтов. Помните, что внутри колонки распределяется своя звуковая нагрузка от минимума до максимума – нижняя стенка, верхняя, передняя и боковая.
Как далее делается акустическая система своими руками? На следующем этапе места соединений следует обработать силиконовым герметиком. Это необходимо для того, чтобы предотвратить проникновение лишних звуковых волн из корпуса наружу через щели. Таким образом, уровень воспроизведения музыки станет еще более качественным. Как далее делается акустическая система своими руками? После смазки всех щелей герметиком вам необходимо будет установить динамики и магнитолу. Последнюю лучше приобрести в собранном виде. Динамики вместе с магнитолой устанавливаются через проделанные отверстия в нижнюю стенку моноблока.
Когда все будет готово, финальный вид конструкции должен иметь следующий облик: на тыльной стороне моноблока размещен блок питания, по бокам два динамика (при этом каждый из них располагается в отдельной колонке) и посередине автомобильная магнитола. Изготовление акустических систем своими руками происходит в определенном порядке действий – сначала монтируется блок питания, а потом магнитола. Так вам будет гораздо удобнее прикручивать крепежные элементы. Но на данном этапе акустическая система для телевизора и ПК еще окончательно не собрана. Далее вам необходимо будет произвести усиление жесткости углов. Об этом мы расскажем вам в следующем разделе.
Причины, по которым начинается доработка акустики.
Живешь себе спокойно, слушаешь музыку на своих колоночках, купленных в музыкальном отделе супермаркета (в этом нет ни чего особенного). И особо не тревожишься – “Как же хорошо играют твои колонки!” Но однажды, случайно, в гостях, послушав акустику товарища, понимаешь, что твои колонки – как-то не так играют, можно сказать, что “не фонтан!”. Но в действительности, это ощущение может быть ошибочным. О том, что влияет на качество звука акустики поговорим в другой раз.
Начинаешь искать, что бы такого купить получше, вместо своих “стареньких”? Изучаешь по немного тему. Появляется некое понятие – что нужно искать и по чему. И вот оно – объявление мечты! Купив, по очень хорошей цене (а иногда и очень даже дорого), понравившиеся внешне колонки, спустя некоторое время начинаешь думать и понимать – “А ведь они могли бы звучать и лучше!” Что же делать в этом случае?
Есть несколько вариантов:
- забыть про “хорошую акустику” товарища и довольствоваться тем, что имеешь;
- купить новые, подороже и надеяться, что это именно “та акустика”, которая удовлетворяет;
- дорабатывать уже имеющиеся.
Какой вариант именно твой? А какой вариант лучше предпочесть?
Какую акустику лучше дорабатывать?
Дорабатывать лучше ту акустику, в которую производителем был заложен некий скрытый потенциал. Самый большой потенциал для доработки имеет акустика “средней ценовой категории”. Качество звука такой акустики можно назвать вполне пристойным.
Другое дело, дорабатывать дорогие, качественные акустические системы – практически не имеет смысла. Это связано с тем, что замена какого-то компонента, или изменение его некоторых свойств, потребует замены и внесение изменений в другие компоненты. Иначе сказать, что с таким же успехом лучше начать собирать акустическую систему такого уровня с нуля.
Без сомнения, можно что-то доработать и в дорогой акустике. Но заметного улучшения на слух не будет. Хотя заметного для осциллографа прироста качественных характеристик всё же можно добиться.
На данный момент, самым лучшим и распространенным вариантом остаётся доработка Советской акустики. Примеров по доработке акустики тех времен очень много, и самые “любимые” дорабатываемые колонки – S-90 и S-30. В такой ценовой категории, акустика этого класса, представляет наибольший интерес для доработок.
В этой категории, подобных систем огромное количество. По этому уже много сделано работ. Были множество раз доработаны колонки акустики “Орбита 35 ас”, как и “Вега 50ас”. Достаточно бюджетная акустика японского бренда “Technics” (Техникс) выпуска 90х годов, так же поддаётся доработке и звучать они начинают по другому, вот забавный случай с подобной акустикой.
Но технологии не стоят на месте. Нынче легко поддаются доработкам и современные акустические системы, которые так же можно отнести к “середнячкам”. К примеру, мы уже рассматривали доработку акустики Polk audio и Eltax Hollywood.
Повтор выше сказанного – подитог.
Если имеются небольшие пластиковые колонки от музыкального центра, то заниматься их доработкой не имеет ни какого смысла, от слова – “совсем ни какого!” Для начала, что бы начать изучение и получить практические навыки стоит подумать об акустической системе долларов за 60-100, чтобы можно было попробовать получить из них максимум, ну или хотя бы какие-то значимые улучшения.
Делаем “булку”
Очевидно, что этот популярный компонент не будет работать без короба. Движение воздуха внутри конструкции приводит диффузор в движение, что и создает объем звучания.
По всей видимости, придется сделать закрытый короб с одним лишь отверстием — для циркуляции воздуха. Так как вы создаете оборудование для музыки на ПК, нет никакой надобности в использовании здоровенных динамиков. Оптимальный вариант — это заводская автомобильная акустика.
Далее следует найти усилитель НЧ, который продаются на радиорынках в больших количествах. Не забудьте позаботиться и о фильтре низких частот, поскольку использование этого узла — это ключевой момент.
Изготавливаем корпус
Для корпуса потребуется очень прочная древесина. Хорошо для таких целей подходят: ДСП и ДВП. Толщина листов не должна превышать пяти миллиметров, для того чтобы вся конструкция имела небольшой вес.
Используйте лобзик для того, чтобы вырезать все необходимые элементы. При создании корпуса не жалейте клея, саморезов и других элементов, обеспечивающих фиксацию. Также сделайте упор на лицевую часть, в которую будет устанавливаться динамик.
На “спине” не забудьте просверлить дырку для кабеля, а снаружи сделать разъем, для того чтобы подключиться к усилку. Будет крайне удобно, если в конструкции не будут присутствовать какие-либо внешние блоки.